Гектор Берлиоз

Родился 11 декабря 1803 года в Кот-Сент-Андре близ Гренобля (Франция), в семье врача. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, изучая композицию у А. Рейха и Ж. Лесюера. За кантату «Сарданапал» (1830) был удостоен Римской премии и провел два года в Италии.

Молодой Берлиоз восторженно приветствовал революцию: в июле 1830 года он вместе с восставшим народом вышел на улицы Парижа. Революционным пафосом проникнут созданный им в 1837 году величественный «Реквием». Одно из выдающихся произведений композитора — «Траурная и триумфальная симфония» (1840) —написано к открытию памятника павшим в дни революции 1830 года.

Однако с течением времени политические взгляды Берлиоза меняются. Революцию 1848 года он встречает враждебно. В этом сказывается неустойчивость мелкобуржуазного мировоззрения композитора. Под конец своей жизни он все больше и больше увлекается отвлеченными морально-этическими идеями, поддается настроениям индивидуализма.

Умер Гектор Берлиоз 8 марта 1869 года в Париже.

Берлиоз — наиболее значительный представитель мелкобуржуазного, бунтарского романтизма в музыке. Для стиля композитора характерны грандиозность замыслов, конкретная программность изображения, романтическая взволнованность и приподнятость. В его творчестве сочетаются стремление к массовости, героическая революционная романтика и изощренная фантастика. Эти черты ярко выражены в крупнейших произведениях Берлиоза — «Фантастической симфонии» (1830), симфонии «Гарольд в Италии» (1834), драматической симфонии с пением «Ромео и Джульетта» (1839), «Осуждении Фауста» (1846).

Смелая новизна, глубина и значительность музыки Берлиоза претили вкусам буржуазно-аристократической публики Парижа. Великий французский композитор при жизни остался непризнанным у себя на родине. Передовые русские музыканты по достоинству оценили Берлиоза. В. Ф. Одоевский, М. И. Глинка, М. А. Балакирев, В. В. Стасов высоко чтили его как замечательного мастера программной симфонической музыки. Концерты композитора в России неизменно проходили с огромным успехом.

В оперном творчестве Берлиоз шел своим, оригинальным путем, не подражая ни «большой» опере Мейербера, ни комической опере Обера.

«Бенвенуто Челлини» (1838) повествует о непобедимой силе истинно высокого искусства. Выразительность музыкальных характеристик, великолепные ансамбли и хоры отличают эту взволнованно-романтическую оперу. Опера «Бенвенуто Челлини» не отвечала запросам буржуазно-аристократической парижской публики и провалилась.

Много лет спустя композитор создал музыкально-драматическую дилогию «Троянцы» (1855—1859) на сюжет эпической поэмы Вергилия «Энеида». Это монументальное, грандиозное по своим масштабам творение, состоящее из двух частей — «Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене». Первую часть Берлиозу так и не суждено было увидеть на сцене.

Комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862) по комедии Шекспира «Много шуму из ничего» — яркое, красочное произведение, полное светлого, радостного оптимизма.