Биография Чайковского. Путь в Музыку

По теории музыки, занимаясь у Николая Ивановича Зарембы, Чайковский писал необычайно трудные, огромные по объему задачи, удивляя своим трудолюбием и энергией. С не меньшим рвением он занимался и композицией у А. Г. Рубинштейна.

Антон Григорьевич рассказывал впоследствии Н. Д. Кашкину, как однажды в классе композиции задал Петру Ильичу «написать контрапунктические вариации на данную тему и прибавил, что в подобной работе имеет значение не только ее качество, но и количество, предполагая при этом, что он напишет десяток-другой вариаций, а вместо того на следующий класс я получил их, кажется, более двухсот». Чрезвычайно довольный учеником, Рубинштейн сделал его своим стипендиантом, а с 1864 года поручил вести занятия в классе гармонии.

В течение 1863/64 учебного года Чайковский, овладевая искусством инструментовки, перекладывал для самых разных составов оркестра произведения других авторов и собственные сочинения. В этих работах можно было оттачивать владение формой, развивать гармоническое мышление и умение использовать выразительные средства различных музыкальных инструментов. Ученические задачи приходилось писать в основном для ансамблей: квартета и октета духовых, смешанного квинтета, струнных трио и секстета, а также для струнного или малого симфонического оркестра. Но в том же году для большого симфонического оркестра Чайковский написал пьесу «Римляне в Колизее», оркестровал первую часть Крейцеровой сонаты Бетховена и две вариации из Симфонических этюдов Шумана. Оркестровку одной из сонат Бетховена он сделал столь изысканной и мудреной, включив английский рожок и другие редкие инструменты, что рассердил своего учителя.

Во время летних каникул композитор написал большую симфоническую увертюру, выбрав в качестве программы «Грозу» А. Н Островского. Осенью следующего года — струнный квартет и еще одну увертюру, которые получили одобрение у педагогов и были исполнены в ученических концертах. Увертюрой Петр Ильич дирижировал сам, впервые выступив на этом поприще. Он остался доволен, самолюбие было польщено этими музыкальными успехами.

Порадовала и премьера «Характерных танцев» для симфонического оркестра под управлением Иоганна Штрауса в Павловске (это было первое публичное исполнение сочинения Петра Ильича).

Но не только в стенах учебного заведения получает свое музыкальное образование будущий великий композитор. Практической школой, и не менее значительной, стало также изучение музыки классиков и современных ему композиторов, как русских, так и зарубежных,— при посещении симфонических и камерных концертов, оперных и балетных спектаклей.

Неизгладимые впечатления оставили выступления Рихарда Вагнера в Петербурге Поразила молодого музыканта, по его словам, фигура немецкого композитора, исполненная «престижа, той повелительности, которая порабощает оркестр до того, что они делаются как бы одной душой, одним колоссальным инструментом». Особенно запомнились под его управлением симфонии Бетховена (Третья, Пятая, Шестая и Восьмая).

Приближалась знаменательная дата выпуска. «Начинаю помышлять о будущем, то есть о том, что придется делать по окончании в декабре курса Консерватории, и все более и более убеждаюсь, что уже мне теперь нет другой дороги, как музыка. От службы я очень отстал, да притом при имеющих совершиться преобразованиях места получать будет очень трудно. (Вне Петербурга и Москвы я жить не в состоянии.) Весьма вероятно, что уеду в Москву»,— сообщает Петр Ильич сестре.

Звание свободного художника и серебряная медаль увенчали годы напряженного, упорного труда.

Итак, все эти прошедшие годы — с детских лет до выпускного экзамена — были неразрывно связаны с музыкой. А теперь, спустя три месяца после получения диплома, он читает суровый, убийственный приговор Кюи: «Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб».

Нет, нельзя падать духом, поддаваться неуверенности в себе. Раны, нанесенные газетной критикой, может исцелить только труд. Лишь та непреодолимая жажда к работе, которую испытывал он постоянно, может доставить огромное утешение. Уже зреет замысел оперы... Но прежде надо приняться за сочинение симфонии.

← в начало | дальше →