Биография Чайковского. Снова — Шекспир

13 ноября 1874 года Петр Ильич получил восторженное письмо от В. В. Стасова: «Я сию секунду из залы Дворянского собрания, с репетиции концерта на субботу. Играли в первый раз Вашу „Бурю". Мы сидели с Римским- Корсаковым рядом в пустой зале и вместе таяли от восторга. Что за прелесть Ваша „Буря"!!! Что за бесподобная вещь!.. Калибан, Ариэль, любовная сцена — все это принадлежит к высшим созданиям музыки. В любовных обеих сценах — что за красота, что за томление, что за страсть! Не знаю, что можно со всем этим сравнить? Потом этот великолепный, дико безобразный Калибан, чудные полеты и игры Ариэля — всё это создания наикапитальнейшие. А оркестр опять-таки в этих сценах — изумительный...»

Не часто доводилось ему читать или слышать такую высокую оценку своих сочинений от «балакиревцев»!

В Москве симфоническая фантазия прозвучала раньше — 7 декабря прошлого года. Дирижировал сочинением Н. Г. Рубинштейн. Под его же управлением фантазия была исполнена на Парижской выставке. Отзыв, напечатанный в одной из музыкальных газет, отмечал сочинение как выдающееся, богатое идеями, новыми и смелыми эффектами.

Вскоре «Буря» стала одним из репертуарных сочинений и в России (Москва, Петербург, Павловск, Харьков, Киев, Одесса), и за границей (Париж). В 1885 году за фантазию композитор получил премию от «неизвестного доброжелателя» (М. П. Беляева, учредителя ежегодных «Глинкинских премий», основателя и руководителя музыкально-издательской фирмы, Русских симфонических концертов и Русских камерных вечеров в Петербурге).

В сюжете шекспировской драмы, предложенной Стасовым, Чайковского привлекла возможность выразить в музыке любовь в ее развитии — от зарождения первого чувства до «торжествующего обаяния страсти», как писал он в программе, предпосланной партитуре «Бури». Заложенное в программе чередование образов природы и человеческих чувств становится в фантазии органической основой ее музыкальной драматургии, воплощает единство человека и природы, роскошных картин морского пейзажа и прекрасных человеческих чувств, различных настроений и образов — фантастики и лирики, юмора и героики. Музыка фантазии искрится радостью, светом, жизнелюбием.

← в начало | дальше →