Биография Чайковского. Симфония в балете

Отдельные номера, целые сцены и действия стали исполняться и на симфонической эстраде. И когда спустя десять лет Петр Ильич дирижировал вторым актом балета в своем концерте перед слушателями Праги (это было первое исполнение балетной музыки композитора за рубежом), успех музыки был настолько велик, что, придя в гостиницу, он записал в дневнике: «Минута абсолютного счастья».

Первоначальное либретто «Лебединого озера» В. П. Бегичева и В. Ф. Гельцера несколько отличалось от либретто, которое сделал Модест Ильич в 1895 году для новой постановки балета в Мариинском театре (созданная JI. И. Ивановым и М. И. Петипа, она стала классикой мировой хореографии).

Так, в первом варианте добрый волшебник превращает Одетту и ее подруг в лебедей, чтобы охранить их от злых козней ведьмы, Мачехи-совы. Одетту защищает талисман-корона: пока корона на голове девушки-лебеди, ничто не угрожает ее жизни. Не зная этого, принц, изменивший Одетте по злой воле ведьмы, приходит искупить свою вину, но, срывая корону с головы своей возлюбленной и думая этим удержать любовь девушки, он невольно губит ее. Когда Одетта умирает, то принц гибнет вместе с ней в волнах озера во время бури и наводнения.

У М. И. Чайковского содержание балета изложено иначе: лебеди — принцесса Одетта с подругами,— заколдованные злым гением, лишь ночью принимают вид девушек. Спасти Одетту может только преданная любовь. Увидев девушек-лебедей на охоте, принц Зигфрид полюбил Одетту и решил стать ее спасителем. Но злой гений привел на торжество выбора невест свою дочь Одиллию, придав ей облик Одетты. Зигфрид выбирает ее себе в невесты: изменив Одетте, он оставляет девушку навсегда во власти злого гения. Одетта бросается в озеро, а Зигфрид, узнав о своей роковой ошибке и о гибели Одетты, закалывается. Так любовь побеждает злые козни. (Это содержание сохранилось и в современных постановках балета, за исключением трагической развязки. Гибель Одетты и Зигфрида заменена торжествующей победой принца в единоборстве со злым гением — Ротбартом; лебеди превращаются в девушек. Такое окончание в принципе не разрушает авторской концепции: и в том, и в другом случае любовь торжествует над злобными силами и оказывается сильнее смерти.)

В музыке балета композитор раскрывает глубокие человеческие чувства, сложную гамму душевных состояний во всем их многообразии, противоречивости. С начальных же звуков оркестрового вступления он вводит в атмосферу лирической драмы. Главная музыкальная тема балета — тема девушки-лебеди (ее называют часто «лебединой песней»): прекрасная, нежная и вдохновенная мелодия, исполняемая гобоем на фоне шелестящего тремоло скрипок и переливов-пассажей арфы. Все в ней: трепетность, порывистость, щемящая грусть и лирико-поэтический тон — сохраняется на протяжении всего произведения, хотя в процессе развития действия тема трансформируется, меняет свою эмоциональную окраску, принимает самые различные оттенки настроений и приобретает значительную драматизацию. Она звучит то нежно и печально, то трагически и грозно, то взволнованно и страстно, то торжественно и светло, как всепобеждающий гимн любви.

Главная тема балета составляет основу драматургии сквозного действия: завязки (встреча Одетты с принцем, когда девушка рассказывает свою печальную историю о том, что она заколдована и превращена в лебедя,— знаменитое адажио, которое можно назвать «песней торжествующей любви»), кульминации (когда принц нарушает клятву верности, зачарованный дочерью Ротбарта Одиллией, похожей на Одетту), развязки (принц умоляет Одетту простить его невольную вину) и, наконец, заключения (апофеоз). Центральные разделы драматургически тесно связаны с контрастными эпизодами, составляющими традиционные балетные формы — сюиты классических (первый акт) и характерных (третий акт), танцев, массовые и пантомимные сцены.

Несмотря на фантастический сюжет, «Лебединое озеро» воспринимается как настоящая драма, правдиво рассказывающая о реальных и глубоких чувствах, и волнует она не меньше, чем подлинная лирическая драма — опера «Евгений Онегин».

← в начало | дальше →