Биография Чайковского. Сочинять музыку — наслаждение

Прошло полгода после отъезда Петра Ильича за границу. Заставляя себя каждое утро работать, он постепенно добился «благоприятного состояния духа» настолько, что к весне был вполне доволен собой, покоен, чувствовал себя здоровым, полным сил. А в «таком фазисе духовной жизни сочинение утрачивает вполне характер труда: это сплошное наслаждение». Произведением, над которым композитор работал в марте 1878 года, живя в Кларане, был Концерт для скрипки с оркестром. Музыка его необычайно оптимистична, светла, передает упоение радостью бытия, жажду жизни. По настроению новое сочинение перекликается с написанными ранее Второй и Третьей, финалами Первой и Четвертой симфоний, Первым фортепианным концертом, двумя первыми квартетами. В нем Чайковский раскрывает свою излюбленную тему — отношение художника к природе и народу. Поэтому сфера образов Скрипичного концерта также лирико-жанровая, в которой органически сливаются интимно-лирическое и народно-жанровое начала. С образным строем и содержанием музыки связаны индивидуальные особенности композиции Концерта, представляющего собой классическую трехчастную форму (первая часть — сонатное аллегро, вторая — лирическое интермеццо, третья — быстрый финал).

Небольшое вступление подготавливает атмосферу светлого лиризма первой части, которая построена традиционно — на развитии двух лирических тем. Замечательная по своей красоте, задушевности, широте мелодического дыхания главная тема первой части пленяет своей простотой и вместе с тем благородством, величавостью. Впервые она звучит у скрипки соло, а затем получает подлинное симфоническое развитие, раскрывая многогранность образа и постепенно приобретая новые черты — энергичность, волевой порыв. Вторая тема продолжает сферу лирического высказывания, но своей нежной, трепетной мелодией переводит его в сферу более интимную, задушевную.

Канцонетту (среднюю часть концерта) — лирическую певучую пьесу — можно назвать «песней без слов». В элегической мечтательности ее музыки нет резкого контраста настроению предыдущей части: это «еще одно признание, полное восторженного восхищения идеалом» (А. Н. Должанский).

В финале — все блеск, энергия, стремительность движения. Чередующиеся темы задорной народной пляски, напоминающей трепак, но более энергичной, даже бравирующей своей разуда- лостью и разухабистостью (также в духе народной песни-танца), прерываются на миг плавным напевом: словно в круг пляшущих парней «лебедушкой» вплывает-танцует девушка. Буйным, безудержным массовым весельем заканчивается все произведение.

В Скрипичном концерте, как и в Первом фортепианном, композитор выдерживает жанр сочинения — концерт-состязание, когда оба участника раскрывают свои виртуозные возможности. Но в то же время в обоих концертах партии солиста и оркестра органически взаимосвязаны. Блестящие виртуозные каденции (современники называли их «дико фантастическими»), в которые композитор ввел необычайно трудные и сложные приемы игры, воспринимаются слушателями не как вставные эпизоды, позволяющие исполнителю показать совершенство своей техники, а как непринужденное продолжение развития музыкальных образов сочинения. Даже в таких чисто «концертных», виртуозных эпизодах Чайковский отдает мелодическому началу ведущую роль.

Премьера Концерта состоялась в Вене 22 ноября 1881 года в симфоническом собрании Филармонического общества под управлением Ганса Рихтера. Солистом выступил Адольф Бродский. (Это было второе произведение композитора, исполненное впервые за границей, а не в России. Причина заключалась в том, что скрипач Леопольд Ауэр, которому композитор намеревался посвятить Концерт, отказался играть сочинение в Петербурге, находя его слишком трудным. В течение двух лет он все откладывал исполнение, предполагая подвергнуть партитуру «некоторым исправлениям, в смысле большего приближения к характеру скрипки».)

← в начало | дальше →