Биография Чайковского. Музыкальный драматург

Подобно тому как в жизни, когда рядом с трагическим стоит комическое, веселое перемежается с грустным, на смену уходящему приходит новое, так и в драматургии этой оперы контрастные противопоставления составляют суть развития действия, эволюции образов и характеристик их. Так, например, за любовными сценами, полными нежности, страсти и томления, следуют напряженные драматические: сцена Марии с матерью (в которой дочь узнает о предстоящей казни отца по решению своего возлюбленного), а затем трагическая сцена казни Кочубея на площади.

Новаторство композитора, стремившегося опере, так же как и балету, придать подлинно симфоническое развитие, особенно заметно в сцене казни. Сложнейшая гамма чувств, настроений передается в чередовании и столкновении острых ситуаций: торжественный въезд на площадь Мазепы со свитой, ожидание казни, появление палача, молитва Кочубея и Искры, появление на площади Марии с матерью во время свершения казни, вопли потрясенной толпы, сумасшествие Марии. Вся сцена проходит на развитии темы помпезного марша, приобретающего в своем преломлении самый различный характер и в заключении звучащего угрожающе мрачно. Новаторство композитор проявил и в последней сцене, создав необычный финал оперы — в высшем смысле слова трагическую сцену: обезумевшая Мария безмятежно поет светлую и нежную колыбельную песню Андрею, смертельно раненному Мазепой. (По верному замечанию Б. В. Асафьева, эта финальная сцена обобщает «весь страшный смысл оперы»: «Невинную, светлую, чистую душу девушки нагло и цинично разворовали, раскидали, загрязнили, напоили сверхчеловеческими ужасами и испытаниями, довели до безумия, но не смогли исторгнуть из нее вместе с рассудком женскую ласку, женскую привязанность и нежное „баю-бай"».)

Подобные точные и тонкие драматургические ситуации Чайковский вводил подчас вопреки желаниям и намерениям либреттистов, отстаивал их необходимость (это будет и в «Чародейке», и в «Пиковой даме»). В музыкальную характеристику Мазепы он внес, казалось бы на первый взгляд, совершенно чуждые образу гетмана лирические черты. Но нежное, любовное признание, выраженное в ариозо «О Мария, Мария», пленяющее вдохновенностью и поэзией чувства, еще острее подчеркивает жестокость деспота.

В музыкальной драматургии «Мазепы» Чайковский значительное место отводит народным сценам. Женские хоры первого акта (лирический «Я завью, завью венок мой душистый» и печальный «Не гроза небеса кроет тучею» интонационно близки украинской народной песне), зловещий в своей стремительности и натиске украинский танец гопак, большую массовую сцену казни во втором акте — все это он вписывает в общее целое музыкальной драматургии оперы, усиливая конфликтность в сценических ситуациях.

Более, чем другие оперы, композитор насыщает «Мазепу» самостоятельными симфоническими эпизодами. Развернутая интродукция, по его замыслу, изображает Мазепу и «знаменитое бешеное скакание на лошади». Особенно значительны вступления к первой картине второго действия (сцена в тюрьме, где сидит приговоренный к смерти Кочубей), ко второй картине второго действия (картина украинской ночи) и, наконец, к началу третьего действия («Полтавский бой»).

После окончания «Мазепы» и Второй сюиты Петр Ильич стал обдумывать свое новое симфоническое сочинение, собирать для него материалы. Будет ли то симфония или опять сюита? Жанр последней стал ему особенно симпатичен той свободой, которую он предоставляет автору,— не стесняться, не ограничиваться традициями, условными приемами и правилами. К концу месяца форма сочинения определилась: четырехчастная сюита, финал которой — тема с вариациями.

Завершив партитуру сюиты в июле, композитор сразу же начал работу над Концертной фантазией для фортепиано с оркестром. В середине сентября новое произведение было готово. До конца года он сочинил еще ряд произведений: антракт для струнного оркестра «Привет благодарности» на празднество юбилея, посвященного пятидесятилетию артистической деятельности И. В. Самарина, и вокальный сборник, куда вошли романсы «Скажи, о чем в тени ветвей» (стихи В. А. Соллогуба), «На нивы желтые» (стихи А. К. Толстого), «Не спрашивай» (стихи А. П. Струговщикова), «Усни!» и «Смерть» (стихи Д. С. Мережковского), «Лишь ты один» (стихи А. Н Плещеева).

← в начало | дальше →