Биография Чайковского. Трагедия современного героя

Программу «Манфреда» Чайковскому предложил М. А. Балакирев (ему и посвящено произведение), составив ее по одноименной драматической поэме Джорджа Байрона. Композитора привлекла судьба байроновского героя: борьба жизни и смерти, стремление к счастью, свободе несмотря на неизбежность трагического исхода, гибель его в столкновении с неумолимыми силами. Герою Байрона композитор отдавал предпочтение перед гётевским Фаустом. «Манфред не простой человек,— пояснял он свое понимание гениального английского поэта в одном из писем.— В нем, как мне кажется, Байрон с удивительной силой и глубиной олицетворил всю трагичность борьбы нашего ничтожества с стремлением к познанию роковых вопросов бытия... Говорят, что Гёте завидовал Байрону (которого, впрочем, упрекал, что идея „Манфреда" та же, что и в „Фаусте", прежде написанном) и говорил, что преимущество Манфреда над его героем то, что первый в борьбе с бесом не покорился ему, тогда как Фауст отдался ему с руками и ногами».

Основной музыкальный образ сочинения связан с темой Манфреда (точнее — лейттемой), состоящей из двух эпизодов. Первый из них — мужественный, сосредоточенный (его принято называть темой «раздумий Манфреда»). Второй — полный отчаянных возгласов и муки (тема «заклинания»). Развивая лейттему, композитор создает непрерывную, сквозную характеристику образа мятущегося, страдающего, борющегося и любящего героя. Образ Манфреда противопоставляется образу Астарты — воплощению вечно женственного, прекрасного в своей нежности и всепрощающей любви. О теме Астарты, как и о многих других лирических темах композитора, можно сказать словами Пушкина: «Печаль моя светла». В трепетности ее мелодии — и горестная жалоба, и страстный порыв к счастью.

Чайковский назвал «Манфреда» симфонией, однако в построении четырехчастного цикла (четыре картины) не пошел по пути традиционной композиции. В первой части вместо обычной формы сонатного аллегро противопоставляются два больших раздела и дается краткое заключение — эпилог, построенный на основной теме первого раздела. Типичны лишь средние части (вторая — скерцо и третья — пастораль), хотя и они в общей архитектонике симфонии составляют как бы одно целое, образуя средний раздел формы (финал, тематически перекликающийся с первой частью, написан в той же тональности и, по существу, служит общим заключением произведения). Таким образом, словно перекидывается арка от первой части к финалу, и образуется в целом трехчастная форма. Поэтому, несмотря на свою самостоятельность, все четыре части в своем органическом единстве создают монолитное полотно. Другой отличительной особенностью этой симфонии является яркая театральность образов в финале — «зримость» музыкальных характеристик и отдельных эпизодов из жизни героя.

Премьера «Манфреда» состоялась в Москве, в день памяти Н. Г. Рубинштейна — 11 марта 1886 года (дирижировал М. Эрдмансдерфер). В том же году она прозучала в Павловске и Петербурге (дирижер А. Г. Рубинштейн), в Тифлисе (М. М. Ипполитов-Иванов) и Нью-Йорке (Т. Томас).Сочинение было высоко оценено сразу после первых исполнений. В «Музыкальном обозрении» Чайковский прочитал восторженный отзыв Ц. А. Кюи, редко проявлявшего к нему благосклонность. Указывая на глубину замысла и единство в разработке, мастерство фактуры и инструментовки, критик отмечал, что новая симфония — еще один вклад композитора в сокровищницу симфонической музыки. Свое восхищение выражали и артисты во время репетиции и после концерта. Вскоре пришло письмо от А. К. Глазунова, восхищенного новыми приемами оркестровки и применением достаточно редко звучащих музыкальных инструментов. Но не только мастерство оркестровки составляло достоинство симфонии. «Манфред» — одно из произведений Чайковского на пути к вершинам творчества — «Пиковой даме» и Шестой симфонии. Здесь уже проявилась и концентрация выражения идеи трагизма личности современного, реального героя, и проблема жизни и творчества, и воплощение этой идеи в новой форме.

← в начало | дальше →