Биография Чайковского. Воспоминание о Флоренции

Конечно, к 1890 году авторский гонорар композитора значительно возрос, но не составлял постоянного дохода, так как зависел от репертуарной политики театров и концертных учреждений. Свою же правительственную пенсию в 3000 рублей, которую он получал с 1887 года, Чайковский почти полностью раздавал на стипендии и в помощь своим прежним ученикам, многочисленным дальним родственникам и их семьям, бывшей жене, старой преподавательнице музыки и многим другим. Как-то даже он признался в этом Надежде Филаретовне: «Я трачу свои относительно большие средства больше на других, чем на себя... Все мои близкие упрекают меня в расточительности, то есть в том, что я беру на себя роль благотворителя в таких размерах, на какие не имею достаточных данных. Но что же мне делать, если я беспрестанно натыкаюсь на действительные нужды, когда ко мне беспрестанно обращаются за помощью люди, действительно нуждающиеся и действительно достойные помощи и участия?»

Из Тифлиса Петр Ильич заехал в Таганрог повидать брата Ипполита с семьей и затем отправился в Москву, откуда, встретившись с близкими друзьями (А. И. Губерт, Кашкиным, Зилоти, Зверевым, Аренским и Юргенсоном), прибыл наконец домой. «Не могу выразить, сколь мне сладостно пребывание во Фроловском»,— тут же написал он Модесту Ильичу. Но уже через несколько дней снова необходимо было оторваться от работы и выехать в Петербург: начинались репетиции «Пиковой дамы». 3 декабря пришлось присутствовать в Петербургской консерватории, где был устроен специальный торжественный вечер в честь двадцатипятилетнего юбилея его музыкальной деятельности.

Подготовка спектакля «Пиковой дамы» в Мариинском театре шла «полным ходом». Артисты, музыканты оркестра, дирижер Э. Ф. Направник, режиссер И. И. Палечек — все с необычайным энтузиазмом, волнением и душевным подъемом работали над разучиванием оперы. 7 декабря премьера состоялась. Лучшие певцы приняли в ней участие: Н Н Фигнер (Герман), М. И. Фигнер (Лиза), И. А. Мельников (Томский), Л. Г. Яковлев (Елецкий), М. А. Славина (Графиня) и Н А. Фриде (Миловзор). Режиссерские указания мизансцен настолько понравились Петру Ильичу, что он назвал их «превосходными, великолепными» и посоветовал использовать их при постановке оперы в Москве, Праге и Гамбурге. «Ни одна опера Петра Ильича на первом представлении не была исполнена так прекрасно. Все главные исполнители блеснули каждой стороной своего дарования... Самое трудное было лучше всего исполнено: Направник в управлении оперой, Фигнер в роли Германа превзошли себя и, несомненно, больше всех содействовали успеху оперы. Декорации и костюмы, верные до мелочей эпохе, изящные, роскошные в картине бала, поражающие богатством фантазии, были на высоте музыкального исполнения»,— вспоминал Модест Ильич. По требованию публики отдельные номера были повторены: арии Германа, Лизы, дуэт Лизы и Полины. «...Публика вызывала автора бесчисленное количество раз... при его необыкновенной скромности, нам, артистам, приходилось почти вытаскивать его на вызовы, причем он очень застенчиво раскланивался перед рампой» (Н А. Фриде).

В том же месяце Петр Ильич присутствовал на первом представлении оперы в Киевском театре. Прием спектакля был столь восторженным, что все это казалось ему невероятным. Оперой дирижировал И. В. Прибик. Партию Германа исполнял М. Е. Медведев, Елецкого — И. В. Тартаков. В течение месяца с небольшим спектакль был дан восемнадцать раз при полных сборах (факт небывалый в Киеве).

Обе постановки оставляли неизгладимое впечатление. Но сколько было пережито за это время! «…Как я волновался, боялся, огорчался, радовался, страдал и наслаждался. В общем скажу только, что и невиданно роскошная постановка на столичной сцене, и скромная, но изящная провинциальная меня вполне устраивали и что всеми исполнителями я, безусловно, доволен. Однако же поразительнее и совершеннее всего 1) Фигнер и 2) петербургский оркестр, который сделал истинные чудеса»,— поведал Петр Ильич М. М. Ипполитову-Иванову.

Через год опера была дана в московском Большом театре под управлением И. К. Альтани. Партию Германа снова исполнял М. Е. Медведев. В роли Лизы выступила М. А. Дейша-Сионицкая, Елецкого пел П. А. Хохлов, Томского — Б. Б. Корсов, Графиню — А. П. Крутикова. Композитор считал, что спектакль прошел прекрасно: «…Ансамбль выше всяких похвал; Альтани неузнаваем. Постановка роскошна и немногим беднее Петербурга. Больше всех мне понравилась Сионицкая. Медведев был хорош, но воспоминание о Фигнере будет портить всякое исполнение партии Германа». А еще через год Петр Ильич присутствовал на постановке «Пиковой дамы» в Праге, где она имела не только колоссальный успех у публики, но и получила высокую оценку у чешских музыкантов.

← в начало | дальше →