Вас. Яковлев. «Чайковский — критик»

1

Четверть с небольшим века отдал П. И. Чайковский своему высшему призванию — музыкальному творчеству. Это творчество, создавшее непреходящую славу ему, русскому искусству и русской культуре, питалось многообразными источниками. При беспредельной восприимчивости ко всем явлениям жизни, природы, искусства, литературы у Чайковского была непреодолимая потребность высказывания и в других формах, помимо музыки. Устная, живая беседа не всегда, но очень часто столь же привлекала его, как и общение путем переписки (более для него желательное); везде проявлялась насыщенность впечатлениями самого разнообразного содержания, повсюду сказывалась непрерывная работа мысли, чувства, воображения.

Ранняя критическая деятельность Чайковского принадлежала также к одной из форм высказываний, в которых он постоянно ощущал необходимость. Принято было считать, что критическая деятельность Чайковского осталась лишь незначительным эпизодом в его личной и музыкально-общественной жизни,— на самом деле это не совсем так. По кратковременности периода его выступлений в печати с таким определением согласиться возможно, но для самого композитора и для истории русской музыкальной культуры, в частности московской, проведенная им литературная работа отнюдь не прошла бесследно. Надеемся в дальнейшем выяснить, насколько справедливо наше суждение.

Известно, что Чайковский появился в качестве обозревателя музыкальной жизни Москвы по временному поводу: ввиду отъезда в 1871 году критика Г. А. Лароша в Петербург понадобилась замена его (в московской газете «Современная летопись») не менее компетентным автором. Чайковский до того уже написал две статьи; ярким содержанием, боевым тоном и литературной формой они обратили на себя внимание музыкантов и читателей не только в Москве, но и в Петербурге, тем более что были вызваны заметными фактами в области музыкальной жизни северной столицы.

Чайковский получает предложение постоянно вести музыкально-критический отдел в другом московском органе печати — «Русских ведомостях», тогда еще только завоевывающем себе прочное положение в среде относительно более прогрессивной части читателей. С осени 1872 года он начинает свою планомерную работу в названной газете и выполняет ее в течение трех лет. После некоторого перерыва, когда он перестает участвовать в печати в качестве постоянного сотрудника, корреспонденциями из Байрейта (Бавария) о вагнеровских спектаклях (1876 год) заканчивается публицистическая деятельность композитора.

В одном из своих «объяснений с читателем» Чайковский рассказывает, что принялся он за новое дело «с неподдельным увлечением», полагав «приносить пользу своим согражданам, содействуя их музыкально-эстетическому развитию».

Чувство ответственности, понимание задач музыкально-просветительской деятельности, стремление установить путем живого слова непосредственные связи с любительскими массами в области дорогого ему искусства руководили композитором в процессе его критической работы — об этом убедительно говорят воодушевленно написанные страницы шестидесяти статей, сохранившихся в литературном наследстве П. И. Чайковского.

Достаточно известны широкие интересы Чайковского, относящиеся ко всему, что касается художественной и научной литературы, театра и отчасти изобразительных искусств; не только любить искусство, но и понимать его, разобраться в его смысле, установить его место в житейской действительности — таковы были тяготения умственной жизни П. И. с ранних лет. В годы пребывания в училище правоведения, несмотря на сравнительно невысокий уровень учебного и всего внутреннего быта учреждения, он не мог, по своим склонностям, заглушить в себе культурные запросы, что особенно заметно в последние годы пребывания в училище; доказательством этому в некоторой мере служит его участие в инициативной группе учащихся по созданию и ведению литературного журнала.

К сожалению, мы не располагаем достаточно конкретными данными о круге чтения Чайковского в годы, когда он, оторвавшись от семьи и ее влияния и находясь в школе замкнутого типа, начал расширять свой кругозор, в частности впервые знакомиться с произведениями классической художественной литературы и статьями, раскрывающими ее значение. Однако, если вспомним, какую жажду разнообразных познаний он проявлял в зрелую пору и до конца своей жизни, то можем с уверенностью предположить ту же способность поглощать огромное количество книг и журналов в молодые годы, когда никто особенно не занимался наблюдениями над его вкусами и привычками; по коренным же свойствам своей природы, Чайковский естественно должен был стремиться «в просвещении стать с веком наравне».

← в начало | дальше →