Антонин Дворжак

Родился 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевес, недалеко от Праги. Отец его был мясником. Музыкальное образование Дворжак получил в органной школе в Праге, где учился с 1Й57 по 1859 год. По окончании учебы композитор служил органистом в одном из пражских костелов и играл на альте в небольшом оркестре. Вскоре он перешел в оркестр пражского оперного «Временного» театра, главным дирижером которого с 1866 года был Бедржих Сметана.

В 1870 году Дворжак пишет свою первую оперу «Альфред», в 1871 году заканчивает оперу «Король и угольщик». К этим ранним произведениям композитор отнесся очень строго: «Альфред» не был представлен автором в театр, а «Короля и угольщика» в 1874 году он переделал заново.

Дворжак целиком отдается композиторской и педагогической деятельности, выступает дирижером собственных произведений, совершает концертные поездки. В 1890 году композитор посетил Россию и дал в Москве и Петербурге концерты из своих произведений. Они прошли с большим успехом и помогли установить прочные связи Дворжака с передовой русской музыкальной общественностью.

В 1892—1896 годах композитор живет в Нью-Йорке, возглавляя консерваторию. По возвращении на родину он преподает в Пражской консерватории, а с 1900 года становится ее директором.

Умер Антонин Дворжак 1 мая 1904 года в Праге.

Композитор оставил обширное творческое наследие. Он писал в самых разнообразных жанрах. К числу его наиболее известных произведений относятся Пятая симфония «Из Нового света» (1893), концерт для виолончели с оркестром (1895), две тетради «Славянских танцев» (1878 и 1886).

Дворжак вслед за Сметаной продолжает традиции реализма и народности чешского музыкального искусства. Композитор широко использует богатство народного чешского песенно-танцевального искусства, часто применяет ритмы народных танцев, в особенности польки и фурианта.

Дворжак создал 10 опер. В своих реалистических, правдивых произведениях, отражающих картины народной жизни, проникнутых юмором, отличающихся народностью музыкального языка, он продолжает линию, начатую Сметаной в «Проданной невесте». Таковы вторая редакция оперы «Король и угольщик» (1874), «Упрямцы» (1874), «Хитрый крестьянин» (1877). На исторические сюжеты им написаны оперы «Ванда» (1875) — по старинной польской легенде, «Дмитрий» (1882) — о гибели самозванца в Москве, «Якобинец» (1888). Мотивы чешских народных сказок положены в основу опер «Черт и Кача» (1899) и «Русалка» (1900). Композитор сопоставляет картины фантастического и реального мира, фантастика трактована в плане народной сказочности, персонажи сказочного мира наделены живыми, реалистическими чертами.

«Чёрт и Кача» — жизнерадостное и остроумное повествование о победе простого человека из народа над темными силами. Музыка оперы пронизана четкими, бодрыми мелодиями и ритмами чешских танцев.

«Русалка» — одно из наиболее задушевных произведений композитора, проникнутое тончайшим лиризмом и поэтичностью. Опера отличается красотой, выразительностью мелодий, образностью и лаконичностью характеристик, красочностью оркестровки.