Ф. Лэмонд. Концерт b-moll Чайковского

Великому, деликатному, человечнейшему Чайковскому обязан я своим первым выступлением в России. В пылком юношеском порыве я написал ему письмо, после нашей встречи во Франкфурте-на-Майне, что играю все три его фортепианных концерта: b-moll, G-dur (по-первому, не сокращенному изданию) и Концертную фантазию (одна часть которой была мной уже исполнена), и что знаю я эти вещи до мельчайших подробностей и люблю их больше других1.

Ответ не приходил, и я перестал думать об этом письме. Недель через шесть в мой скромный дом пришел почтальон: «Вот письмо из Москвы. Почерк незнакомый, однако оно предназначено действительно вам».

Дрожащей рукой вскрыл я конверт: о небо! письмо от Чайковского! Я прочел его французский текст: «Уважаемый собрат по искусству! С радостью узнал я из Вашего письма, что Вы играете мой концерт для фортепиано. Возможно, что Вам представится случай сыграть его здесь в Москве. Я уже говорил с г-ном Сафоновым. Весь Ваш Чайковский».

Через некоторое время с большой горестью узнал я, что Чайковский умер в Петербурге.

Как-то в воскресенье я получил телеграмму от директора концертного бюро в Берлине, Г. Вольфа: «Можете ли вы играть 10 октября [н. ст.] в Москве? Условие: фортепианный концерт b-moll Чайковского. Если да — немедленно позаботьтесь о своевременном выезде». <...>

Как во сне ехал я в Москву. Впервые довелось мне увидеть угрюмые степи: все было покрыто снегом.

Я имел громадный успех, исполнив в императорском музыкальном обществе под управлением Сафонова концерт b-moll2. На ужине после концерта профессор Гржимали сказал мне:

— Знаете ли вы, кому обязаны этим выступлением? Никому иному, как Чайковскому. На одном из последних заседаний он настаивал на том, что мы должны пригласить вас. В то время, при его жизни, все концерты были, однако, уже распределены. Сегодня вечером представилась первая возможность исполнить желание Чайковского, и мы тем более рады этому, что вы, своим мастерским исполнением, заслужили такой большой успех.

Комментарии:

Лэмонд Фредерик Арчибалд (1868—1948) — шотландский пианист педагог и композитор; учился у И. Раффа, К. Шуман, Ф. Листа, Г. фон Бюлова. Концертную деятельность начал в 1885 г. В конце 80-х годов жил и работал во Франкфурте-на-Майне, где и познакомился с Чайковским во время его гастролей, в феврале 1889 г.

Опубликовано: Volksdageblad (Амстердам), 1940, 2. Mai; Воспоминания о Чайковском, изд. 2, с. 298—299 (с сокращениями); изд. 3, с. 299—300. Перевод К. Ю. Давыдовой.

1 Автор ошибся в дате. Письмо было написано им много позже — 30 апреля 1892 г. Пианист обращался с просьбой помочь ему дебютировать в Москве или каком-нибудь другом городе. О своем исполнении концертов для фортепиано с оркестром и фантазии Чайковского он писал: «С гордостью сообщаю Вам, что каждый раз, исполняя ваше произведение, я имею большой успех. Я также спешу сообщить, что ваш концерт № 2, G-dur, и Концертная фантазия — лучшие музыкальные произведения моего репертуара и что их всегда сопровождает успех» (ГДМЧ, а4, № 2036).

2 Ф. Лэмонд выступил в Москве 19 октября 1896 г. в первом симфоническом собрании под управлением В. И. Сафонова. Через несколько дней 24 октября, он играл в квартетном собрании, а на следующий сезон получил приглашение от Петербургского отделения и принял участие в девятом симфоническом собрании 28 февраля 1898 г.

← в начало | дальше →