И. П. Прянишников. П. И. Чайковский как дирижер

В августовской книжке «Русской музыкальной газеты» перепечатано из Одесского листка письмо П. И. Чайковского1, написанное им ко мне в Киев, где я стоял во главе русской оперы. Одесский листок получил это письмо, вероятно, от одного моего приятеля, которому я подарил его как автограф нашего знаменитого композитора. Может быть, вы найдете интересным поместить в «Русской музыкальной газете» и нижеследующие факты из последних годов жизни Петра Ильича, имеющие связь с упомянутым письмом и показывающие, что Чайковский благодаря всем известной доброте своей и отзывчивости ко всему, касающемуся его родного искусства, изменил своему решению не дирижировать операми. Так же, может быть, интересно будет сообщить мало кому известный факт непродолжительной службы Петра Ильича в оперном театре в качестве дирижера.

Сказанное письмо Петра Ильича ко мне было написано осенью 1890 года, и действительно, согласно сделанному в нем обещанию, тотчас после постановки «Пиковой дамы» в Петербурге Чайковский приехал в Киев, где прожил более двух недель, присутствуя на всех оркестровых репетициях этой же оперы и на первых трех спектаклях, но сам этими спектаклями не дирижировал2 . Здесь кстати будет сказать, что «Пиковая дама» имела в Киеве такой огромный успех, что в течение немногим более одного месяца мы дали ее восемнадцать раз при постоянно полных сборах — факт небывалый в Киеве.

Антреприза нашей оперы велась на товарищеских началах, и я, не будучи самостоятельным антрепренером, стоял только во главе товарищества. До этого времени театральные товарищества успели установиться только между драматическими артистами, наше же было первою попыткою в России вести и оперное дело на условиях товарищества, и Петр Ильич, очень симпатизируя нам, всеми силами помогал новому в России делу. В каждый свой приезд в Киев он по нескольку дней проводил в нашем кругу, живо интересуясь всем, что у нас делалось.

Во время одного из таких посещений3 он сам предложил нам поставить «Пиковую даму» одновременно с Петербургом и приехать продирижировать первыми спектаклями. Из напечатанного в «Русской музыкальной газете» письма видно, что потом он передумал и вместо дирижирования оперой предложил устроить концерт из его произведений и снова приехать в Киев, специально для дирижирования этим концертом. После постановки в Киеве «Пиковой дамы» Чайковский уехал на всю зиму в концертное путешествие за границу, а потому обещанный нам концерт мог состояться только в следующем сезоне. Действительно, осенью 1891 года Чайковский приехал в Киев, где и дирижировал в нашем театре концертом, имевшим блестящий успех4.

И в этот приезд он довольно долго прожил в Киеве, среди нашей товарищеской семьи. В то время уже определилось, что со следующего сезона киевский театр переходит к другому антрепренеру, и в нашем товариществе зародилась мысль целым составом, со всем театральным имуществом, со своим хором и оркестром, а следовательно, с выработанным уже репертуаром перекочевать в Москву, но в виде опыта устроить там сперва маленький сезон в течение одного месяца, начиная с пасхи 1892 года. Вопрос этот горячо обсуждался между нами, и Петр Ильич принимал всегда живое участие в этих дебатах, относясь, однако, к нашему проекту скептически, не веря в возможность прочного существования в Москве частной русской оперы.

Судьба нашего товарищества, продержавшегося в Москве только один весенний месяц и затем, с трудом, следующий зимний сезон, вынужденного потом прекратить свое существование, слишком ясно подтвердила опасения Чайковского.

Однажды, когда переезд наш в Москву был решен утвердительно, Петр Ильич говорил мне:

— Боюсь я вашей затеи, не верю этому делу, а потому тем более хочется мне помочь вам. Знаете ли, что я придумал? Хотите, я буду дирижировать у вас оперой, да не одной, а несколькими? Может быть, мое имя принесет вам хоть небольшую пользу,— прибавил он со свойственной ему скромностью5.

— Помилуйте, Петр Ильич, может ли быть вопрос о небольшой пользе! Да если вы действительно сделаете это, то весенний сезон в Москве можно считать обеспеченным и нам всем останется только от всего сердца благодарить вас за вашу доброту. Но вы забываете о решении, высказанном в прошлом году в письме ко мне, никогда более не дирижировать операми.

— Да, это правда; но для симпатичного дела и при моем живом участии к вашему товариществу я с удовольствием сделаю исключение. И знаете ли что? Сделаемте это еще проще: примите меня к вам на службу, конечно, без вознаграждения.

← в начало | дальше →