И. П. Прянишников. П. И. Чайковский как дирижер (Комментарии)

3 Вероятно, автор воспоминаний имел в виду посещение Чайковским Киева 1—3 сентября 1890 г. Это можно заключить из письма Чайковского к П. И. Юргенсону из Киева от 2 сентября 1890 г.:

«Милый друг!
И. П. Прянишников хочет ставить здесь, в Киеве, „П и к о в у ю даму". Я очень этому радуюсь. Пожалуйста, не дорожись касательно постановки нотного материала. Прими во внимание, что это дело не частного антрепренера, а целого общества артистов. Им очень хочется поставить оперу,— а средства пока невелики.

Обнимаю!
П. Чайковский»
(Полн. собр. соч., т. 15-Б, с. 252).

Кроме того, подтверждением этого предположения является описание пребывания в Киеве в очередном отчете газеты «Киевлянин»: «.. .на двух первых представлениях „Русалки" [1 и 2 сентября] присутствовал П. И. Чайковский. Проездом через Киев наш знаменитый композитор провел у нас несколько более суток. Несмотря на такое кратковременное свое пребывание, автор „Евгения Онегина" сделал все необходимые распоряжения, клонящиеся к тому, чтобы новейшее его оперное произведение „Пиковая дама'с могло быть поставлено на нашей сцене еще в текущем сезоне (около половины декабря) взамен „Опричника"» (Киевлянин, 1890, 4 сент.).

4 В 1891 г. Чайковский жил в Киеве с 17 по 23 декабря. Он дирижировал концертами 21 и 22 декабря (подробности см. в коммент. 2 к воспоминаниям Л. В. Николаева).

5 В других своих воспоминаниях о композиторе И. П. Прянишников, также отмечает его необычайную скромность. Так, например, он пишет: «Чайковский был поразительно скромным и деликатным человеком. На репетициях он садился где-нибудь в сторонке и молча наблюдал за исполнением.

Не раз он говорил мне:
— Вам, вероятно, очень надоела моя музыка? Ну, не сердитесь за нее, простите» (Театр и жизнь, 1913, № 170, с. 11).

6 По справочным материалам и периодическим источникам известно, что П. И. Чайковский дирижировал в апреле 1892 г. в оперном товариществе Прянишникова в Москве три раза; двадцатого — оперой Гуно «Фауст», двадцать второго — оперой А. Рубинштейна «Демон» и двадцать шестого — своей оперой «Евгений Онегин».

7 Несколько лет спустя Прянишников вспоминал о первом спектакле оперного товарищества в Москве под управлением Чайковского в письме к М. И. Чайковскому (7 ноября 1901 г.) и отмечал, что Чайковский-дирижер своим исполнением обновил этот спектакль: «Трудно было бы точно указать, что именно нового было в передаче Петром Ильичом оперы „Фауст", но, действительно, некоторые места, особенно в третьем действии (в саду Маргариты), получили под его управлением новые и очень красивые оттенки; вернее сказать, Петр Ильич вложил в них что-то свежее, необычное. При первом появлении в качестве дирижера оперы Петр Ильич был встречен громом рукоплесканий, тушем оркестра и всей труппой при поднятии занавеса. Долго не мог начать оперу вследствие не смолкавшей овации» (ЖЧ, т. 3, с. 536).

← в начало | дальше →