Ю. М. Юрьев. Мои встречи с П. И. Чайковским

После обеда было предложено кофе, и мы все расположились в уютной гостиной. Любезности Петра Ильича не было предела. «Что сыграть вам?» — обратился он ко мне и в ответ на мою просьбу исполнил мою любимую вещь — вальс из «Спящей красавицы». Потом он сыграл похоронный марш из музыки к «Гамлету».

«Не поедете ли с нами сегодня в Мариинский? — спросил меня Чайковский. — У нас ложа. Идет „Кармен". Знаете, это моя любимейшая опера. Какой необычайный талант, какая сочность и яркость! Я могу слушать эту оперу буквально каждый день...»Вскоре после этого памятного дня в Александрийском театре шла новая постановка «Горячего сердца» Островского. Это был спектакль, совершенно исключительный по своему составу: играли Давыдов, Варламов, Савина, Медведев. В театре я увидел Петра Ильича со всей его «свитой» родных и друзей. Все были в восторге от спектакля. «А какая пьеса!— восхищался Петр Ильич.—Что ни слово, то золото»4.

Как-то утром вбежал ко мне Владимир Львович Давыдов, с которым мы успели к тому времени подружиться: «Знаете, дядя очень заболел,— волнуясь, сообщил Давыдов. — Мы всю ночь не спали. Сейчас наутро ему стало как будто немного легче».

Прошло еще несколько дней, и я узнал о смерти дорогого Петра Ильича.

Я поспешил на квартиру покойного, подумав, не смогу ли быть чем-нибудь полезен его родным. Но в квартиру меня не пустили. «Пока не будет дезинфекции, не велено никого пускать»,— заявил швейцар.

Похороны Чайковского представляли собой зрелище, какого мне до того никогда не приходилось видеть. Широкие петербургские улицы были совершенно запружены народом. Не было конца венкам.

Играл военный оркестр. И снова я услышал звуки похоронного марша из «Гамлета» — того самого марша, который еще так недавно я имел счастье слышать в исполнении автора.

Комментарии:

Юрьев Юрий Михайлович (1872—1948) — драматический актер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, орденоносец. В 1889—1893 гг. учился в Москве в Филармоническом училище и на Драматических курсах при Малом театре. С 1 сентября 1893 г. до конца жизни (с перерывами) — актер Александринского театра (ныне Ленинградский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина).

Опубликовано: Юрьев Ю. Записки.— Л.— М., 1948, с. 271—283 (частично); Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 361—364; изд. 2, с. 327—329; изд. Зу с. 328—330.

1 Дата генеральной репетиции «Пиковой дамы» в Большом театре не установлена. Репетиции оперы проходили с 21 октября по 4 ноября. 4 ноября 1891 г. состоялась ее премьера.

2 Комедия М. И. Чайковского «Предрассудки» впервые была показана в Александринском театре 28 октября 1893 г. Ю. М. Юрьев не участвовал в этом спектакле, а также и в последующих представлениях в сезоне 1893/94 г. Возможно, что Юрьев участвовал только в репетициях этого спектакля.

3 Вероятно, знакомство произошло в приезд Чайковского в Петербург весной 1893 г. (25 марта — 4 апреля). По воспоминаниям М. И. Чайковского,, эти дни «Петр Ильич провел в Петербурге и на этот раз большею частью в интимном кругу родных и ближайших друзей» (ЖЧ, т. 3, с. 610).

4 Опера Бизе «Кармен» и комедия Островского «Горячее сердце» во время этого пребывания Чайковского в Петербурге не ставились. Однако если предположить, что мемуарист соединил в своей памяти две встречи с Чайковским, то эта вторая встреча, вероятно, произошла в последний приезд композитора в Петербург, 10 октября 1893 г. В это время на сцене Мариинского театра давалась «Кармен» и на сцене Александринского театра — «Горячее сердце».

О «Кармен» Бизе Чайковский отзывался восторженно. «Не спорьте,— писал он Э. К. Павловской,— когда эту оперу ставят высоко; я об ней сам такого мнения, что если какая-нибудь современная опера переживет наше столетие,— то это именно она. В своей непритязательности этот благоуханный музыкальный цветочек полон удивительной красоты» (письмо от 18 мая 1885 г.— Полн. собр. соч., 13, с. 87).

← в начало | дальше →