Джакомо Мейербер

Родился 5 сентября 1791 года в Берлине, в семье банкира, владельца сахарного завода. Дома получил хорошее музыкальное образование, теорию композиции изучал под руководством аббата Фоглера в Дармштадте. По окончании учебы Мейербер некоторое время жил в Вене, затем в 1816 году уехал в Италию. Здесь он провел 8 лет, создав 6 опер, которые с успехом шли на сценах различных итальянских театров. Наиболее известная из них — «Крестоносцы в Египте» (1824) — была поставлена в 1825 году в Париже, где имя композитора уже пользовалось популярностью. В 1826 году Мейербер поселился в Париже. Композитор много работает для театра, пишет музыку к драматическим спектаклям. Вскоре он знакомится с драматургом Э. Скрибом, с которым его роднит стремление к поверхностно занимательному, внешне эффектному театральному зрелищу. Скриб стал постоянным либреттистом Мейербера. Это творческое содружество продолжалось в течение долгих лет. В 1827 году Мейербер начинает работу над своим первым значительным произведением — оперой «Роберт-дьявол». Премьера ее в 1831 году прошла с огромным успехом.

В «Роберте-дьяволе» — романтико-фантастической опере — окончательно определился стиль Мейербера, его стремление к помпезному, пышно декоративному оперному спектаклю.

Резкая контрастность и густота красок, драматическая напряженность, фееричность представления, обилие постановочных эффектов, виртуозные вокальные партии, блестящая, нарядная инструментовка — вот что характеризует произведения Мейербера в целом. По определению А. Н. Серова, — «весь этот стиль не больше, как декорация».

Композитора привлекает значительная тематика. В основу сюжетов своих опер он кладет преимущественно острые исторические ситуации, но социальное общественное содержание отодвигается на второй план, главное внимание уделяется сложным переплетениям любовных интриг.

В 1836 году Мейербер заканчивает свое крупнейшее произведение — оперу «Гугеноты». Опере присуща антиклерикальная направленность, однако глубокий смысл исторических событий — «религиозная нетерпимость как величайшее социальное зло» — не раскрывается, а заслоняется любовной линией Рауля и Валентины, мелодраматизмом, сентиментальностью повествования.

В 1840 году Мейербер переезжает в Берлин и занимает должность королевского капельмейстера, освободившуюся после ухода Спонтини, в 1842 году получает звание «генерального музик-директора». В Берлине Мейербер ведет деятельность оперного и концертного дирижера. В 1847 году он возвращается в Париж, где остается до конца жизни.

В 1848 году Мейербер пишет оперу «Пророк», премьера которой ввиду революционных событий была отложена и состоялась только в 1849 году. Неверное толкование исторических явлений приводит композитора к прямому искажению исторической празды, особенно наглядно это сказалось в «Пророке». Анабаптизм — движение крестьянских низов, имевшее религиозный характер, но по существу являвшееся социальным протестом против феодального гнета, представлено композитором в уродливом, опошляющем народ виде. Образ Иоанна Лейденского — героического вождя крестьянского движения — у Мейербера получил ложную трактовку: это безвольный, незначительный человек, вступивший на путь борьбы с тиранией только из чувства личной обиды. Иоанн у Мейербера не осознает своей исторической миссии, он поддается влиянию авантюристов и пройдох, и в конце оперы «наказывает» себя феерическим самоубийством.

После «Пророка» Мейербер обращается к жанру комической оперы. В 1854 году он пишет оперу «Северная звезда», в 1859 — оперу «Динора».

Последнее крупное произведние Мейербера — опера «Африканка»; работу над ней композитор начал еще в 30-х годах и закончил незадолго до смерти.

В «Африканке», как и в других операх Мейербера, имеется романтическое переплетение любовных интриг, ряд чисто декоративных сцен, — экзотические обряды, кораблекрушения, — но, в отличие от прежних произведений, композитор здесь обнаруживает склонность к лиризму и психологизации образов, что особенно выразилось в финале оперы.

Умер Джакомо Мейербер 2 мая 1864 года в Париже.

Оперное творчество Мейербера явилось новым этапом в истории европейского оперного искусства. Композитор является крупнейшим представителем стиля «большой» оперы, утвердившегося на сцене французского музыкального театра в 20—40 годах прошлого столетия. Для «большой» оперы характерно стремление к созданию яркого музыкально-сценического зрелища, отражавшего в основном историко-романтическую тематику. В то же время произведениям «большой» оперы свойственны беспринципность, эклектичность, поверхностность. Мейербер все свое искусство отдал в угоду французской аристократии и крупной буржуазии, искавших в театре внешней развлекательности, показного героизма. Именно эту черту композитора отметил в одном из своих фельетонов П. И. Чайковский: «... в Мейербере следует отличать две совершенно противоположные стороны его артистической натуры. Он совмещал в себе богато одаренного музыканта с рабским прислужником прихотям грубой, в эстетическом смысле, толпы».