Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)

Отмечая в высшей степени значительный факт первого появления имени Петра Ильича на концертных программах Запада, мне хочется напомнить читателю пророческие слова юного, еще даже не начинавшего своей деятельности критика. За пять лет до появления в печати «Ромео и Джульетты», в 1866 году, Ларош сказал своему другу: «Ваши «творения» начнутся только через пять лет; но эти, зрелые, классические, превзойдут все, что видели после Глинки».

Не будучи музыкальным критиком, я не берусь доказывать, что со времени Глинки ничего лучше «Ромео и Джульетты» не было в русской музыкальной литературе. Но на основании твердо установившегося и поддерживаемого вескими авторитетами мнения смело могу сказать, что настоящее значение Чайковского в истории его искусства начинается с этой вещи. Здесь впервые появляется во весь рост его художническая личность, и, действительно, рядом с этим произведением все, что он писал до сих пор, по предсказанию Лароша, представляется только подготовительными эскизами для настоящей творческой деятельности.

Хронологический порядок сочинений Петра Ильича за сезон 1869 — 1870 г.:

I. 25 русских народных песен для фортепиано в 4 руки. Кончены к 25 сентября 1869 г. Изданы П. Юргенсоном вместе с 25 песнями, переложенными в минувшем сезоне.

II. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия на тему Шекспира для оркестра. Начата после 25 сентября, в черновых эскизах кончена 7 октября, инструментована до 15 ноября 1869 г. В течение лета 1870 г. переделана заново. По сведениям Н. Д. Кашкина, переделки заключались в уничтожении старой интродукции и замене новою, в изменении конца, гае выброшен похоронный марш и заменен другим заключением, — кроме того, переделана во многих местах инструментовка. Увертюра посвящена Милию Алексеевичу Балакиреву. В первый раз исполнена, под управлением Н. Рубинштейна, 4 марта 1870 г. Издана у Боте и Бок, в Берлине, и у В. Бесселя в России.

III. Аранжировка для фортепиано в 4 руки увертюры «Иоанн Грозный» А. Рубинштейна. Сделана между 6 и 30 октября 1869 г. Издание В. Бесселя.

IV. Ор. 6, Шесть романсов: 1. «Не верь, мой друг», слова гр. А. Толстого, посвящен JI. Г. Меньшиковой. 2. «Ни слова, о друг мой», слова А. Плещеева, посвящен Н. Д. Кашкину. 3. «И больно, и сладко», слова гр. Ростопчиной, посвящен А. Д. Кочетовой. 4. «Слеза дрожит», слова гр. А. Толстого, посвящен П. И. Юргенсону. 5. «Отчего», слова Мея, посвящен И. А. Клименко. 6. «Нет, только тот», слова Мея, посвящен А. А. Хвостовой. Написаны между 15 ноября и 19 декабря 1869 г. Издание П. Юргенсона.

V. «Хор насекомых» из неоконченной оперы «Мандрагора». Кончен до 13 января 1870 г. Партитура этого произведения пропала бесследно. Сохранился только у П. Юргенсона клавираусцуг. В 1898 году А. К. Глазунов оркестровал его. В рукописи за № 22.

VI. Ор. 7, «Вальс-скерцо» (А-дур) для фортепиано, посвящен Александре Ильиничне Давыдовой. Издание П. Юргенсона.

VII. Ор. 8, «Каприччио» (Ges-дур) для фортепиано, посвящено К. Клиндворту. Издание П. Юргенсона. Оба эти опуса кончены к 3 февралю 1870 г.

Кроме того с конца января Петр Ильич приступил к сочинению оперы «Опричник».

← в начало | дальше →