Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)

Развязка была следующая. Во-первых, бедному Петру Ильичу, до смерти боявшемуся не только крыс, но даже мышей, пришлось всю ночь воевать с громадными крысами, которые лезли на кровать, бегали по мебели и поднимали невероятный шум. Во-вторых, утром пришло известие, что смотритель наотрез отказался поручить бумажник ямщику. Приходилось ехать за ним самому. Это было ужаснее всего, противнее крыс, тяжелее бессонной ночи...

Если Петр Ильич и был виноват во всей этой истории, то, надо сказать, — искупление не соответствовало вине. Он часто говорил, что более отвратительных двух часов, как это возвращение на станцию, он не переживал в жизни. Но, к счастью, этим путешествием закончились все неприятности. Уже подъехав к станции, еще до выхода из экипажа, он успел убедиться что смотритель в бумажник не заглянул и самозванство не разоблачено. Он выбежал навстречу, рассыпался в извинениях, что потревожил «его сиятельство». Тронутый удивительной деликатностью и честностью этого человека, даже не заглянувшего в бумажник, Петр Ильич обласкал его, сам извинялся в своей горячности накануне и, в заключение, спросил его фамилию. Каково же было изумление, коща смотритель назвал себя — Чайковским!

Можно было подумать, что это была остроумная мистификация с его стороны, своего рода месть за нанесенные накануне обиды. Но нет. Н. Д. Кондратьев наводил справки потом, и однофамильство смотрителя с нами документально подтвердилось.

В Усове Петр Ильич провел остальную часть лета, работая над симфонией, которую и кончил там.

Хронологический порядок работ Петра Ильича в этом сезоне:

I. Ор. 10. Две фортепианные пьесы: 1. «Ноктюрн» и 2. «Гумореске» (Humoresque). Сочинены, по всей вероятности, в Ницце, в декабре 1871 или январе 1872 г. Средняя часть второй пьесы есть народная ниццская песня. Посвящены обе Владимиру Шиловскому. Издание П. Юргенсона.

II. Кантата на открытие Политехнической выставки, на слова Я. Полонского, для хора, оркестра и тенорового соло. Сочинена в течение февраля и марта 1872 г.

КАНТАТА для тенора-соло, хора и оркестра.
Текст Я. П. Полонского, музыка П. И. Чайковского.

1. Оркестровое вступление. (Andante lugubre. Allegro moderato).

Соло и хор.

(Andante). Как сквозь ночной, туманный неба свод,
Далеких звезд мелькает хоровод,
Так в глубине неясной древних лет
Мелькает нам былин бродячий свет.
То богатырь, то страшный чародей,
То на дубах разбойник соловей,
То княжий пир, то веча гам и вой,
То ряд лампад в пещерах под горой,
И слышатся — то песен голоса,
То скитников святые словеса.—
Как сквозь ночной, туманный неба свод и т. д.

II. Соло и хор.

Хор.

(Moderato). То было зерно нашей Руси заветное,
Его затоптала орда — рать несметная.
Курганы росли, кровью Русь наливалася,
Зерно ее тихо на свет пробивалося! —
(Allegro moderato е maestoso Fuga — Allegro giusto)
Взошла Москва с макушкой золотой...
Опять война и льется кровь рекой..

Соло.

(Allegro giusto). Набатный звон, набег или пожар,
И царь Иван, и подвиги бояр.
От казней смрад, от погоревших гарь,
Мятежный год и самозванный царь,
Но, может быть, от этих злых отцов
Осталось нам наследие годов
И не один богатый клад зарыт.

Хор.

Там, где река бежит,
Где темный бор шумит,
Пойдем, и стар, и млад
Искать зарытый клад! —

III. Соло и хор. Хор.

(Moderato). Отцы завещали нам Русь полудикую,
Но веру в терпенье и в силу великую,
В распятого Бога, молитву сердечную,
С людьми, да с природой борьбу вековечную.

Соло.

(Andante no tanto). Ужели вновь бороться и страдать
И для молитв в пустыни убегать?
Искать в глуши таинственных лесов
Убежище от злобы и врагов,
Мечи точить, спасая города,
Переносить голодные года,
Не унывать и гибнуть в цвете лет.
Ужель таков отцов святой завет?

Хор.

(Moderato). Завещан простор нам в себе замыкающий
Юг вечно цветущий и север нетающий,
Восток с его тайнами и запад, и множество
Путей от беды, от вражды и убожества.

Соло.

(Andante cantabile). Но кто, прости нам Царь небесный,
Кто обретет сей путь чудесный?
Кто на пути к такому кладу
Перешагнет невежд преграду?
Кто так велик, чтоб дух суровый
Народа вызвать к жизни новой?

Хор.

(Moderato). О, был этот гений, был царь и работник.
Он был мореплаватель, слесарь и плотник.
Учась, он учил и божественно смело
Им начато было народное дело.

Соло.

(Andante). Его послал нам Царь Небесный,
Он указал нам путь чудесный,
Велик он был, он дух суровый
Народа вызвал к жизни новой.
Но умер Великий и умерло дело
И к свету из мрака идем мы несмело.
Гордыне послушны, как дети мы свищем,
Ни громкого дела, ни славы не ищем!

Хор.

(Allegro giusto). На русском престоле потомок великого,
В Руси произвола не любит он дикого,
Ни рабства безгласного, ни лени, позорящей
Народ, борьбы его стоящий!

Хор.

(Allegro molto). Чтобы к счастью прямей нам шла дорога,
Благослови труд народа, Помазанник Бога,
Да ликует мир, да царит ввек свобода!

(Считаю долгом снять ответственность за уродливость последних стихов кантаты с покойного высокодаровитого Я. П. Полонского. Весь текст здесь переписан с партитуры П. И-ча и, наверно, заключительные стихи были искажены последним ради музыкальных требований композиции. Восстановить настоящий текст я не мог, ибо кантата эта не вошла в полное собрание сочинении Я. Полонского.)

Кантата была исполнена 31-го мая 1872 года под управлением К. Ю. Давыдова. Манускрипт партитуры хранится в библиотеке конторы Императорских театров в Москве.

← в начало | дальше →