Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)

Возвратившись в Россию в самом начале августа, Петр Ильич направился прямо в любимейшее местопребывание для лета — в Усово. Там он Шиловского не застал, но дом был совершенно готов, чтобы принять его.

Впоследствии эти две недели, проведенные в полном одиночестве, он считал одними из блаженнейших в жизни. Насколько в тех же условиях быть за границей ему бывало всеща жутко и тягостно, настолько же в России ему достаточно было иметь около хоть знакомое лицо прислуги, чтобы не чувствовать себя сиротливо, и он, наоборот, коща бывал один, чувствовал прилив сил и энергии, совершенно не знакомый ему в суете городской жизни. В 1878 году в одном из своих писем Петр Ильич так описывает этот эпизод:

№ 584. К Н. Ф. М.

1878 г. 22-го апреля.

<...> Я не знаю большего удовольствия, как провести несколько времени в деревне, в совершенном одиночестве. Со мной это случилось только раз в жизни. Это было в 73-м году. Прямо из Парижа, в начале августа, я поехал в Тамбовскую губернию к одному холостому приятелю. Случилось, что ему, как раз в это время, нужно было съездить в Москву. Таким образом, я очутился совершенно один в прелестном оазисе степной местности. Не могу вам передать, до чего я блаженствовал эти две недели. Я находился в каком-то экзальтированно-блаженном состоянии духа, бродя днем один по лесу, под вечер — по низменной степи, а ночью, сидя у окна и прислушиваясь к торжественной тишине захолустья, изредка нарушаемой какими-то неопределенными звуками. В эти две недели, без всякого усилия, как будто движимый какой то сверхъестественной силой, я написал начерно всю «Бурю». Какое неприятное и тяжелое пробуждение из чудного сновидения произвело на меня возвращение приятеля! Разом все чары непосредственного общения с природой, во всем ее несказанном величии и великолепии, пали. Уголок рая превратился в прозаическую помещичью усадьбу. Проскучав дня два-три, я уехал в Москву.

Он приехал 5-го или 6-го августа, 7-го же приступил к сочинению симфонической фантазии «Буря» и 17-го уже кончил, составив до мельчайших подробностей отделанный конспект, для того чтобы инструментовать по нему в Москве. Графиня Васильева-Шиловская подарила мне эту рукопись с вышеупомянутыми пометками времени ее составления. Ныне она мной пожертвована Императорской публичной библиотеке.

Хронологический порядок сочинений Петра Ильича за сезон 1872 — 1873 г.

I. Ор. 17. Симфония № 2, (С-моль). Сочинена в июне, июле и августе 1872 г., иструментована в сентябре и октябре 1872 г., кончена в первых числах ноября. Посвящена московскому отделению Русского императорского музыкального общества. Исполнена в первый раз в Москве, под управлением Н. Рубинштейна, 26-го января 1873 г. Издание В. Бесселя. Вторая часть ее, «Андантино марциале», взята из марша оперы «Ундина». Н. Кашкин говорит о симфонии: «Можно бы ее назвать «малороссйской», ибо главные темы ее в первой части и в финале написаны на малороссийские песни. Интродукция есть малороссийский вариант «Вниз по матушке по Волге», финал же построен на популярном хохлацком «Журавле». Позже автор произвел в ней значительные перемены, из которых главнейшая — замена первой части другою.

II. Ор. 16. Шесть романсов. 1. «Колыбельная песнь», слова А. Майкова, посвящен г-же Н. Н. Римской-Корсаковой. 2. «Погоди», слова Грекова, посвящен Н. А. Римскому-Корсакову. 3. «Пойми», слова А. Майкова, посвящен Г. А. Ларошу. 4. «О, спой же», слова А. Плещеева, посвящен Н. А. Губерту. 5. «Так что же», слова самого композитора, посвящен Н. Рубинштейну. 6. «Новогреческая песня», слова А. Майкова, посвящен К. Альбрехту. Время сочинения этих романсов определить точно нельзя, вероятно, декабрь 1872 года. Издание В. Бесселя.

III. Ор. 12. Музыка к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка». Сочинена в течение марта и апреля 1873 г. Исполнена в первый раз в Большом театре, в Москве, 11-го мая 1873 года. Издание П. Юргенсона. Несколько номеров этого произведения взяты композитором из «Ундины». Точным образом можно это утверждать только относительно песни «Земляничка-ягодка».

IV. Perpetuum mobile из сонаты К. М. Вебера, аранжированное для левой руки. Посвящено г-же Зограф. Я отношу это сочинение к 1873 г. только потому, что оно тогда было издано. Время композиции совершенно неизвестно.

Кроме того, Петром Ильичем было начато 7-го августа и окончено 17-го сочинение в черновом виде симфонической фантазии «Буря».

Музыкально-критическая деятельность этого сезона Петра Ильича выразилась в 17-ти статьях, касающихся текущих музыкальных событий.

← в начало | дальше →