Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)

Новый квартет, о котором Петр Ильич упоминает в последнем письме, начат был им в самом конце декабря, может быть, в начале января. Я помню, что в бытность мою тоща на святках в Москве, я слышал, как он разрабатывал первую тему первого аллегро, кстати сказать, мне тоща очень не понравившуюся.

В воспоминаниях Н. Кашкина есть описание вечера, на котором исполнялся0 этот квартет. «В начале 1874 г. играли в первый раз домашним образом, в квартире Николая Григорьевича, второй квартет (F-дур) Чайковского, в присутствии А. Г. Рубинштейна. Самого хозяина квартиры, кажется, при этом не было. Исполнители были Ф. Лауб, Гржимали, Фитценгаген и Гербер. Все время, пока музыка продолжалась, Антон Григорьевич слушал с мрачным, недовольным видом и по окончании, со свойственной беспощадной откровенностью, сказал, что это совсем не квартетный стиль, что он совсем не понимает сочинения и проч. Все остальные слушатели, как и исполнители, были, напротив, в восторге».

10-го марта квартет этот был исполнен публично в квартетном собрании Музыкального общества. По отзыву «Музыкального листка» — «с большим и вполне заслуженным успехом».

№ 2136. К Э. Направнику.

19 февраля.

<...> Последние две недели я непрестанно терзался мыслью, что, в противность обещанию, клавираусцуг не будет готов ко второй неделе. Наконец, вчера я получил письмо от Бесселя, в котором он сообщает, что представил в дирекцию 10 экземпляров, но не корректированных. Я чувствую, что это будет очень затруднять вас — но не знаю, как помочь. Не нужно ли мне съездить для этого в Петербург? Кроме того, я не успел сделать в нем тех сокращений и изменений, которые, по вашему указанию, произвел в партитуре. Неужели вы будете так добры, что сами найдете время отметить сокращения? Если нет, то необходимо мне приехать. Что касается симфонии, то, к сожалению, мне не придется ее слышать, так как поездка в Петербург для нее мне неудобна. Когда я вспомню, сколько вам приходится трудиться из-за моих сочинений, то мне делается ужасно совестно. Жду от вас краткого извещения о том, нужно ли, чтобы я приехал.

23 февраля была исполнена в первый раз в Петербурге, под управлением Направника, симфония № 2. Успех ее, в особенности финала, был очень большой, но вследствие отсутствия композитора не столь блестящий и шумный, как в Москве, за год до этого. Понравилась она и представителям «могучей кучки», но не угодила одному из них — г. Ц. Кюи. По его отзыву в «С.-Петербургских ведомостях», «интродукция и первое аллегро оказались слабы, ничтожность композиторства г. Чайковского в них проглядывает повсюду, марш второй части груб и ординарен, скерцо ни хорошо, ни дурно, но трио самое беззастенчивое, его и в «Снегурочке» стыдно было бы поместить; лучше другого финал, но и то начало его торжественно-тривиально, точно вступление к pas de deux, а конец вышел из рук вон плох».

Петр Ильич выехал в Петербург для присутствования на постановке «Опричника» не раньше 20 марта, так как последний музыкальный фельетон о московских великопостных концертах помечен этим числом.

Остановился он у Ильи Петровича (Канонерская, д. Львова). Первая встреча с Э. Ф. Направником нанесла ему уязвления самолюбия, от которых он отвык. Избалованный отношением Н. Рубинштейна к каждой ноте его симфонических произведений последних лет, он был слегка задет за живое обилием сокращений, которые Направник счел нужным сделать в его партитуре. Впоследствии сам Петр Ильич одобрил их, но теперь — они ему были обидны.

← в начало | дальше →