Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)

Я успел только пробежать по главным улицам Флоренции, она мне очень понравилась. Рим мне ненавистен. Да и Неаполь, чтоб черт его взял! Один только и есть город в мире — это Москва, да еще пожалуй — Париж.

Не дождавшись представления «Жизни за царя», которое состоялось только 8/20 мая, Петр Ильич вернулся в Москву в самых первых числах того же месяца.

Крайнее недовольство «Опричником» только на короткое время поселило в сердце Петра Ильича уныние, соприкасавшееся с отчаянием в своих силах. Он согнулся только с тем, чтобы энергичнее воспрянуть и, возвратясь в Москву, полон был одним нетерпеливым желанием — доказать и себе и другим, что может больше, чем показал в «Опричнике». Партитура эта казалась ему каким-то грехом, который нужно поскорее загладить, виной перед собою и другими, которую надо во что бы то ни стало искупить. Средство для этого было одно: написать другую оперу, которая бы ни в чем не напоминала «Опричника» и заставила бы забыть его.

В течение этого сезона дирекция Русского музыкального общества объявила конкурс на сочинение оперы «Кузнец Вакула». Идея этого конкурса возникла следующим образом.

А. Н. Серов, еще не кончив «Вражью силу», был охвачен желанием написать русскую комическую оперу и сюжетом для нее выбрал «Ночь на Рождество» Гоголя. Будучи в то время председателем петербургского отделения Музыкального общества, Серов был в постоянных сношениях с великой княгиней Еленой Павловной и сумел ей очень понравиться. Коща, однажды, он высказал своей высокой покровительнице свою мечту, великая княгиня очень сочувственно отнеслась к ней и вызвалась на свой счет заказать либретто Я. Полонскому на облюбленный Серовым сюжет. В описании последних минут жизни Серова г. Славинский подробно рассказывает, как Александр Николаевич за несколько минут до смерти с увлечением говорил о либретто «Вакулы» и о том, что он собирается сделать в этой опере. Как известно, от всех этих планов ничего не осталось, кроме «Гопака».

После кончины Серова великая княгиня пожелала, в память его, назначить конкурс на музыку к оставшемуся без употребления либретто «Кузнеца Вакулы» и с этой целью пожертвовала капитал в 1500 руб. для двух премий, в 1000 руб. и в 500 руб.

В январе 1873 г. Елена Павловна скончалась.

Главная дирекция Русского музыкального общества, прежде чем привести в исполнение мысль почившей великой княгини, обратилась письменно за совещательным голосом ко всем выдающимся музыкальным деятелям. Был спрошен и Петр Ильич, который в письме от 7-го марта 1873 г. высказал следующее.

№ 202б. Князю Дмитрию Александровичу Оболенскому.

Москва. 7-го марта 1873 г.

Ваше сиятельство, М. Г., Д. А.! Главная дирекция Русского музыкального общества при письме от 19-го февраля за № 14 препроводила ко мне для рассмотрения и обсуждения проект условий конкурса на сочинение оперы «Кузнец Вакула».

Внимательно рассмотрев и сообразив весьма точно выясненные в проекте указания, которыми соискатели должны будут руководствоваться при сочинении оперы на текст Полонского, я прихожу к заключению, что они составлены в высшей степени целесообразно и изложены ясно и точно.

← в начало | дальше →