Римский-Корсаков. Опера «Моцарт и Сальери»

Драматические сцены А. С. Пушкина.
Первое представление состоялось 25 ноября 1898 года в Москве на сцене частной оперы.

Действующие лица:
Моцарт, тенор
Сальери, баритон
Слепой скрипач, без слов

Первая сцена. В глубокое раздумье погружен Сальери. С детства горячо полюбив музыку, он ради нее отверг все радости и наслажденья. Упорным трудом добился он славы, признания. Но сейчас Сальери мучительно завидует Моцарту: нет правды на земле и в небесах, если гений озаряет голову праздного гуляки. Мрачные думы Сальери прерывает появление Моцарта. Он привел с собою слепого скрипача, игравшего в трактире. — Из Моцарта нам что-нибудь,— просит Моцарт. Старик исполняет арию из оперы «Дон-Жуан». Видя недовольство друга, Моцарт отсылает скрипача и сам собирается уйти, но Сальери задерживает его и просит исполнить новое произведение. Моцарт рассказывает о замысле и наигрывает отрывки. Сальери поражен — как может Моцарт забавляться, слушая слепого скрипача, когда в душе его зреет такое прекрасное творение.

Условившись о встрече в трактире «Золотого Льва», Моцарт уходит. Сальери, оставшись один, вновь погружается в глубокое раздумье. Наконец, он решает:

Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить — не то мы все погибли...

Сальери достает яд, который восемнадцать лет носил с собою:

Теперь — пора! Заветный дар любви,
Переходи сегодня в чашу дружбы.

Вторая сцена. В отдельной комнате трактира «Золотого Льва» за столом сидят Моцарт и Сальери. Моцарт встревожен: как-то к нему явился человек, одетый в черное, и заказал Реквием. Больше таинственный незнакомец не появлялся, но его посещение оставило глубокий след в душе Моцарта: ему кажется, что незнакомец и сейчас незримо присутствует в комнате.

Сальери напоминает добрый совет друга:

... Бомарше
Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери,
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку,
Иль перечти Женитьбу Фигаро».

— Ах, правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил? — спрашивает Моцарт, и тут же отвергает эту мысль: — Он же гений, как ты да я. А гений и злодейство — две вещи несовместные.

Сальери незаметно всыпает яд в стакан Моцарта. Моцарт пьет. Сальери пытается остановить его, но поздно — яд выпит.

Моцарт садится за фортепиано и играет Реквием. Сальери рыдает:

Эти слезы
Впервые лью: и больно, и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг,
Как будто нож целебный мне отсек
Страдавший член!..

Чувствуя какую-то тяжесть, Моцарт уходит — он хочет отдохнуть. Сальери задумывается:

Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы — и не был
Убийцею создатель Ватикана?