Некрасов Николай Алексеевич

Некрасов Николай Алексеевич(1821-1878), русский поэт и писатель НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821, Немиров Винницкого уезда Подольской губ. - 27.XII.1877 (8.I.1878), Петербург) - русский поэт и писатель.

Автор замечательных стихотворений и поэм преимущественно гражданского, а также лирического содержания. В 1847-66 годах - издатель и фактический редактор журнала "Современник", сыгравшего важнейшую роль в истории русской культуры. Художественные позиции и некоторые поступки Некрасова вызывали у Чайковского отрицательную реакцию, о чём он делился в письмах с Н.Ф.фон Мекк: "Я никогда не был большим поклонником Некрасова. Подобно тому, как Вы не могли серьезно отнестись к Шопенгауэру вследствие того, что этот пессимист и не воображал прикладывать свою теорию к практике, - я никак не могу забыть, что Некрасов - этот защитник слабых и угнетенных, этот демократ, этот негодующий каратель барства во всех его проявлениях, - был в жизни настоящий барин, т.е. проигрывал и выигрывал сотни тысяч рублей в карты, очень ловко затевал и приводил в исполнение литературные аферы, не хуже Краевского умел чужими руками жар загребать и т.д. я не могу также забыть, что в 1864 г., когда Муравьеву давали в Английском клубе обед, он прочел стихи в честь его деятельности по усмирению мятежа, тогда как всем было известно, что он не сочувствовал ему и в глубине души его ненавидел. Очень может быть, что я ошибаюсь; да и, наконец, формулируя свое суждение о том или другом художнике вовсе не следует иметь в виду его частные обстоятельства. По крайней мере, я нередко слышал, что смешивать в художнике его литературные качества с человеческими, - есть плохой и несправедливый критический прием. Из этого следует, что я плохой критик, ибо никогда я не могу отделить одну от другой эти две стороны в художнике. Но и независимо от человеческих качеств Некрасова (которого я, впрочем, лично не знал и, следовательно, весьма может быть, обвинил совершенно напрасно) меня смущает в его поэзии какая-то неопределенная фальшь, и я помню несколько пиэс его, делавших на меня всегда неблагоприятное впечатление своею напускною слезливостью, натянутостью, отсутствием непосредственности, которая свойственна настоящим художникам, не изломанным и не исковерканным тенденциозностью. Я знаю, что Вы диаметрально противоположного мнения. Прочту всего Некрасова от доски до доски и постараюсь проверить себя" (ПСС, там же).

Чайковский выполнил свое намерение, что не переменило его взглядов на некрасовскую поэзию. Известно, что Чайковский неверно указал дату (1866 год), к тому же поэт впоследствии сожалел об этом поступке. Однако всё это были принципиально неприемлемо для Чайковского, поэтому Чайковский не изменил своей позиции: "Я прочел очень многое в Некрасове и... простите меня, друг мой, остался при прежнем мнении. Даже нет! Я получил о нем еще худшее понятие. Некогда, в молодости, я любил его стихотворения первого периода: "Тройку", "Огородника" и т.д. Теперь и эти пиэсы утратили для меня всякую прелесть. Некрасов, разумеется, человек с талантом, - но это не художник. В каждой его пиэсе между строк, как он хлопочет о своей популярности, как он упорно добивается значения заступника и друга народа. В своих последних предсмертных стихотворениях он трогает меня не силою своего творчества, а своими страданиями. И тут он не слезает с своего любимого конька. Он беспрестанно упрекает себя в своей бесполезности для народа, в том, что он ничего не сделал для улучшения его быта; он плачется, что народ не признает его своим защитником, но все это говорится таким тоном, каким кокетка уверяет своего обожателя, что она лишена всяких прелестей, только для того, чтобы тот стал ей доказывать противное. Некоторые из его последних пиэс просто невыносимо скучны, до того цель его сатиры мелка, пошла и ничтожна. Укажу, напр., на пьесу "Юбиляры и триумфаторы". В ней Некрасов глумится над русским обжорством, смеется над разжиревшими коммерсантами, изображает в смешном виде глупых генералов, разорившихся князей, модных щеголей, и все это очень дубоватыми стихами, а главное, с юмором самого низменного свойства. В каждом номере жалкого "Развлечения " можно найти пиэсы, не уступающие по силе художественной красоты "Юбилярам и триумфаторам". Что касается "Русских женщин", то я предпочел бы обстоятельный прозаический рассказ о поездках в Сибирь этих двух действительно чудных женских личностей стихотворному произведению Некрасова, которое как поэтическое произведение все-таки слабо, несмотря на привлекательность его героинь" И всё-таки композитор с большим сочувствием отнесся к судьбе поэта: "...бедный Некрасов последние 2 года жизни терпел невыносимые физические страдания. Если у него и были слабости, то своими страданиями он искупил их". На стихи Некрасова Чайковский в 1875 году написал кантату к юбилею О.А.Петрова, знаменитого русского певца- баса, первого исполнителя партии Сусанина в опере Глинки "Жизнь за царя" ("Умиляя сердце человека"). Кстати, его первое детское знакомство с этой оперой Глинки было при участии в спектакле именно этого певца в заглавной партии.

Романс "Прости" (ор.60, № 8, 1886) Чайковский также написал на стихи Некрасова. А в его цикле "Времена года". В пьесе Ноябрь "На тройке" использованы в качестве эпиграфа стихи знаменитой и любимой некогда Чайковским "Тройки".

Наконец, последняя встреча с поэзией Некрасова: 22.I.1893 в Одессе Чайковский дирижировал любительским оркестром Народной аудитории на концерте в пользу Славянского общества. Правление Народной аудитории преподнесло композитору серебряную кружку, на которой были выгравированы слова Некрасова: "Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте, спасибо вам скажет сердечное русский народ!" - именно так словами Некрасова выразили устроители концерта свое отношение к Чайковскому, что было очень символично, учитывая, что композитору оставалось жить всего несколько месяцев.

П. Е. Вайдман