Николай Андреевич Римский-Корсаков

Родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Отец его, занимавший в прошлом видные административные посты, был в отставке и жил уединенно.

Римский-Корсаков уже в детстве проявлял незаурядные музыкальные способности, однако, по семейной традиции, его готовили к карьере моряка.

В 1856 году будущий композитор приезжает в Петербург и поступает в Морской корпус. В 1861 году он знакомится с М. А. Балакиревым, под влиянием которого решает заняться музыкальным творчеством. Занятия музыкой прерываются дальним заграничным плаванием на клипере «Алмаз», длившимся три года (1862—1865). По возвращении на родину Римский-Корсаков посвящает себя композиторской деятельности, но оставить службу по Морскому ведохмству ему удалось лишь в 1884 году.

Римский-Корсаков по возрасту был самым младшим из членов музыкального кружка, возглавляемого М. А. Балакиревым и вошедшего в историю под названием «Могучая кучка».

Композиторы «Могучей кучки» явились продолжателями идей основоположника русской классической музыки — М. И. Глинки. Полные патриотизма и глубокой любви к своему народу, они стремились широко отобразить его жизнь в различных ее проявлениях. Главным источником творчества «кучкистов» являлась прекрасная, необычайно богатая народная песня. Они изучали и записывали ее, внимательно прислушивались к народному творчеству, через народное искусство стремились постигнуть духовный склад русского человека, его думы и чаяния.

Римский-Корсаков очень быстро проявил себя как композитор с яркой творческой индивидуальностью. Среди ранних его сочинений находятся такие выдающиеся симфонические произведения, как «Садко» и «Антар», опера «Псковитянка».

С 1871 года Римский-Корсаков входит в состав профессоров Петербургской консерватории. Педагогическая деятельность способствует совершенствованию его композиторского мастерства, в результате чего появляются оперы «Майская ночь» (1878) и «Снегурочка» (1881). Блестящее мастерство проявляется также и в ряде симфонических произведений. Особенно выделяются среди них «Каприччио на испанские темы» (1887) и «Шехеразада» (1883).

После сочинения оперы-балета «Млада» (1889—1890) у Римского-Корсакова наступает период временного творческого затишья. С созданием опер «Ночь перед Рождеством» (1894) и «Садко» (1896) он вновь вступает в полосу яркого творческого подъема. Одна за другой появляются его оперы «Моцарт и Сальери» (1897), «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Сервилия» (1901), «Кащей Бессмертный» (1902), «Пан-Воевода» (1903), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904) и «Золотой петушок» (1907).

С самого начала своей композиторской деятельности Римский- Корсаков собирал и обрабатывал русские народные песни. «Эти занятия оказали впоследствии огромное влияние на направление моей композиторской деятельности»,— пишет Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни».

Народное русское искусство было для композитора тем источником, который питал его творчество. Оно было близко ему своей идейной основой — оптимистической верой в силу и торжество света и добра над мраком и злом. Музыкальный язык русской песни был его родным языком, с помощью его он выражал свои художественные замыслы. Собственные мелодии композитора звучат, как истинно народные напевы. Широко использовал композитор и подлинную русскую песню, вкрапливая ее в свои крупные сочинения.

Римский-Корсаков глубоко чувствовал красоту и поэтичность русской природы и быта, отраженных в многочисленных народных преданьях и сказках. Развивая идеи глинкинского «Руслана», он создает новые разновидности опер: оперу-сказку («Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный»), оперу-былину («Садко»), оперу-легенду («Сказание о невидимом граде Китеже»).

В 80-х годах Римский-Корсаков создает свою композиторскую школу, которая явилась идейной наследницей и продолжательницей «кучкизма». На протяжении 25-летней педагогической деятельности он воспитал несколько поколений замечательных композиторов. В числе его учеников были Глазунов, Лядов, Ипполитов-Иванов, Аренский, Спендиаров, Мясковский, Прокофьев и другие.

Гениальный композитор, выдающийся педагог, дирижер, музыкальный критик, общественный деятель — Римский-Корсаков пользовался среди передовых людей своего времени высоким авторитетом. Этому способствовали и его личные качества: самоотверженная преданность любимому делу и бескорыстие, сказывающееся в систематической упорной работе как над своими сочинениями, так и над редактированием ряда произведений товарищей по кружку; принципиальность и гражданское мужество, проявленные в 1905 году, когда великий композитор открыто выступил в защиту требований революционного студенчества Петербургской консерватории.

Умер Николай Андреевич Римский-Корсаков 8 июня 1908 года в имении «Любенск» близ г. Луги.

Творчество гениального русского композитора горячо любимо народом. Его бессмертные оперы неизменно украшают репертуар русских и зарубежных театров.