Римский-Корсаков. Опера «Золотой петушок»

Небылица в лицах в 3 действиях. Либретто по сказке А. С. Пушкина написано В. Бельским. Первое представление состоялось 24 сентября 1909 года в Москве на сцене частного театра.

Действующие лица:
Царь Додон, бас
Царевич Гвидон, тенор
Царевич Афрон, тенор
Воевода Полкан, бас
Ключница Амелфа, меццо-сопрано
Звездочет, тенор
Шемаханская царица, сопрано
Золотой петушок, сопрано

Введение. Перед занавесом появляется седой мудрец Звездочет. Он обращается к зрителям:

...Здесь пред вами старой сказки
Оживут смешные маски.
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

Первое действие. Палата во дворце старого царя Додона. Идет заседание боярской думы. Царь — тупой, беспечный самодержец, охотник поспать и поесть — созвал бояр, чтобы посоветоваться, как охранить царство от нападений злых соседей. Царевич Гвидон советует убрать войско с границы и поставить вокруг столицы. Царь и бояре восхищены гвидоновым умом, только воевода Полкан, грубый, но не совсем лишенный смекалки, уверяет, что так будет «во сто раз страшней». Царь вынужден с ним согласиться. Царевич Афрон советует распустить войско, «а за месяц перед тем, как напасть на нас соседям, мы навстречу им поедем, вступим в бой лицом к лицу», — добавляет Афрон. Все в восторге и от этого совета, за исключением того же Полкана, который справедливо сомневается, станет ли дерзкий враг сообщать за месяц о своем нападении. Бояре решают обратиться к испытанному средству в трудные моменты государственной жизни — к гаданию. Разгорается спор, как гадать вернее — на бобах или на квасной гуще. Спор прерывается появлением Звездочета. Он принес в подарок царю Золотого петушка, обладающего чудесным свойством: как только надвинется война, петушок своим криком предупредит об опасности. Царь не знает, чем отблагодарить мудрого старика, и обещает ему: «Волю первую твою я исполню, как мою». Положившись на надежного стража, ленивый Додон засыпает. Вместе с ним погружается в сон и весь царев двор. Вдруг слышится крик Золотого петушка. Поднимается шум и суета. Царь посылает на войну войско во главе со своими двумя сыновьями и снова ложится почивать. Его пробуждает вторичный тревожный крик петушка. Делать нечего — на этот раз в поход, скрепя сердце, отправляется сам Додон вместе с воеводой Полканом.

Второе действие. Темная ночь. Узкое ущелье в горах покрыто телами убитых воинов, среди них трупы обоих царевичей. Царь Додон со своим старым воеводой и ратниками в ужасе останавливаются перед страшной картиной. Как найти жестокого врага?

В тающей предрассветной мгле открываются очертания пестрого шатра. Пушкари собираются стрелять по неприятелю. В этот момент, с первыми лучами восходящего солнца, из шатра появляется сияющая, как заря, красавица — Шемаханская царица. Как бы ничего не замечая, она обращается к яркому солнцу с вдохновенной песней. Додон и воевода приближаются к царице. Приветливо принимает она гостей, подносит им вино, поет песни. Увлекшись обольстительной красавицей, царь легко забыл свое горе, гибель сыновей. Царица, заигрывая с Додоном, издевается над его неповоротливостью, духовным ничтожеством, тупостью. Додон, обвороженный, готовый на все, предлагает красавице престол в своем царстве. Подают золотую колесницу, и царь Додон с невестой — Шемаханской царицей — радостно отправляется домой.

Третье действие. Улица перед дворцом. На высокой спице красуется Золотой петушок. Надвигается гроза. Народ в тревоге ждет царского поезда. И вот открывается торжественное шествие — идут ратники, за ними следует пестрая и причудливая свита Шемаханской царицы, наконец, въезжает золотая колесница, на которой восседают царь и царица.

Появляется Звездочет. Напоминая, что царь обещал исполнить его волю, как свою, мудрец просит подарить ему Шемаханскую царицу. Напрасно Додон пытается его образумить, обещает вместо царицы хоть полцарства — Звездочет настаивает на своем. Разгневанный царь ударяет старика жезлом по лбу. «Нам на то и дан холоп: не понравится — и хлоп»,— замечает бездушная царица. Звездочет убит.

Скрывается солнце, гремит гром. Шемаханская царица смеется. Додон пытается обнять ее, но она с гневом и отвращением отталкивает царя. Вдруг слетает со спицы Золотой петушок и клюет царя Додона в темя. Царь падает мертвым. На миг наступает тьма. Когда опять становится светло, нет ни царицы, ни петушка.

Заключение. Раздвигая полы занавеса, перед зрителями снова показывается Звездочет, выступающий с загадочным послесловием к сказке:

Разве я лишь да царица
Были здесь живые лица,
Остальные,— бред, мечта,
Призрак бледный, пустота...

Послесловие это, сделанное либреттистом, по-видимому, в угоду царской цензуре, не снимает, однако, присущего опере характера острой политической сатиры на самодерждавие.