Романов Константин Константинович

Великий князь - К. К. Романов (К. Р.) 10 (22).VIII.1858, Стрельна Пб.губ. - русский поэт, великий князь, сын великого князя Константина Николаевича, которому Чайковский посвятил два своих сочинения: оперу "Опричник" и Второй струнный квартет.

Рано начав литературные занятия, в печати поэт выступил впервые в 1882., взяв псевдоним К.Р. К.К.Романов был автором многочисленных лирических стихотворений (циклы "У берегов", "Библейские песни", "Послания и стихотворения на разные случаи", "Мечты и думы", "Времена года", "На чужбине", "Сонеты к Ночи", "Солдатские сонеты" и др.). Он был также автором исторической драмы "Царь Иудейский", переводов и критических статей. В творчестве Романова часто разрабатываются библейские мотивы. Широкую популярность, став народной песней, завоевало стихотворение "Умер бедняга! В больнице военной..." (1885). Романов был разносторонне творческим человеком, он пробовал свои силы и в области музыки, очень неплохо играл на рояле и даже исполнял публично весьма серьёзные сочинения, сам пробовал силы в композиции. В библиотеке Чайковского сохранился сборник "Шесть романсов" с дарственной надписью автора.

Так, в дворцовых концертах он исполнил ре-минорный концерт В.А.Моцарта, чем вызвал одобрительный отзыв А.Г.Рубинштейна. К.К.Романов был также морским и гвардейским офицером, командовал лейб-гвардии Преображенским полком. А с 1889 года являлся президентом Академии наук и председателем Археологического общества, с 1892 вице-президент Русского музыкального общества.

Познакомились К.К.Романов и Чайковский на вечере, усторенном специально для этого по просьбе Великого князя В.В.Бутаковой (урожденной Давыдовой, сестрой Л.В.Давыдова, ставшей женой знаменитого адмирала русского флота Бутакова). Ранней весной 1880 Чайковский был представлен Романову. Они беседовали до глубокой ночи, и великий князь даже пригласил Чайковского предпринять осенью совместное кругосветное путешествие (оно не состоялось). Об этой встрече, равно как и о других, а также об исполнении музыки Чайковского сохранилось множество записей в дневниках К.К.Романова. Чайковский также по с симпатией отзывался о своем новом знакомом: "В высших сферах кроме благоволящих ко мне государя и государыни у меня есть особенный, специальный покровитель, а именно великий князь Константин Константинович. В это пребывание в Петербурге я нередко с ним виделся и бывал у него. Личность его необыкновенно обаятельна. Он талантливый поэт и недавно, под обозначением К.Р., вышел сборник его стихотворений, имеющий большой успех и расхваленный всеми газетными и журнальными рецензентами. Он также и музыкой занимается и написал несколько очень миленьких романсов. Жена его - очень симпатичная молодая женщина <...> Несмотря на всю мою застенчивость, особенно с людьми из высоких сфер, я чувствовал себя в среде этих симпатичнейших августейших особ совершенно свободно и в беседе с ними находил истинное удовольствие". Позднее Чайковский также писал о К.К.Романове: "Он не только талантлив и умен, но удивительно скромен, полон беззаветной преданности искусству и благородного честолюбия отличиться не по службе, что было так легко, а в художественной сфере. Он же и музыкант прекрасный, - вообще, редкостно симпатичная натура".

Великий князь - К. К. Романов (К. Р.) Чайковский поддерживал с Романовым близкое знакомство, неоднократно встречался. По рекомендации великого князя Чайковский был привлечен к работе над "Словарем русского языка". Переписка Чайковского с Романовым - одна из самых содержательных страниц эпистолярного наследия композитора (31 письмо Чайковского и 28 писем Романова). Они обсуждали крупнейших композиторов В.А.Моцарта, Й.Гайдна, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Р.Вагнера, И.Брамса и поэтов Г.Р.Державина, А.Д.Кантемира, И.В.Гете, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого, А.Н.Майкова. Чайковский высказывается о своих произведениях, об оперной специфике, о профессионализме. Так, Чайковский писал: "Моцарт, Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Шуман сочиняли свои бессмертные творения совершенно так, как сапожник шьет свои сапоги, т. е. изо дня в день и, по большей части, по заказу. В результате выходило нечто колоссальное. Будь Глинка сапожник, а не барин, - у него вместо двух (правда, превосходных) опер было бы их написано пятнадцать, да в придачу к ним штук 10 чудных симфоний. Я готов плакать от досады, когда думаю о том, что бы нам дал Глинка, родись он не в барской среде до эманципационного времени".

В их в переписке разворачивается оживленная и содержательная дискуссия о технике стихосложения, тонких вопросах версификации и ритмики, о стиховых формах и жанрах. В библиотеке Чайковского сохранились не только книги самого К.К.Романова, но и подаренная великим князем книга М.Бродовского "Руководство к стихосложению" (Спб, 1887).

Ещё до личного знакомства, В 1879 году, Чайковский писал Н.Ф.фон Мекк о предстоящем исполнении "Евгения Онегина" в великосветском салоне Ю.Ф.Абаза, композитор замечал: "Аккомпанировать будет великий князь Конст. Конст."

Незадолго до премьеры Шестой симфонии, в конце лета 1893 года, Романов предлагал Чайковскому положить на музыку "Реквием" А.Н.Апухтина и получил в ответ вежливый отказ. Чайковский внимательно читал три стихотворных сборника Романова, представленные в его личной библиотеке: "Стихотворения" (СПБ, 1886), "Стихотворения. 1879-1885" (СПБ, 1889), "Новые стихотворения. 1886-1888" (СПБ, 1889); первый и третий снабжены дарственными надписями автора. Все шесть стихотворений для вокального цикла ор.63 (1887) отобраны из изд. 1886 ("Я сначала тебя не любила", "Растворил я окно", "Я вам не нравлюсь", "Первое свидание", "Уж гасли в комнатах огни", "Серенада"). Два наброска оказались впоследствии неосуществленными. Получив книгу стихов в 1886 году, Чайковский писал с благодарностью их автору: "...многие из них проникнуты теплым и искренним чувством, так и просящимся под музыку!" Этот стихотворный сборник испещрен пометами и нотными эскизами, отражающими процесс созревания музыкального замысла. Еще одно стихотворение Романова "Блажен, кто улыбается " легло в основу созданного в том же году хора, посвященного студенческому хору Московской консерватории. В дальнейшем Чайковский собирался написать еще один вокальный цикл на стихи августейшего поэта, но замысел этот не реализовал, этому помешала кончина Чайковского.

П. Е. Вайдман