Биография

Автор — Галина Алексеевна Прибегина

  • К читателю
  • «...Нет другой дороги, как музыка»
  • В Москве: 1 | 2
    Путь в Музыку: 1 | 2 | 3
    «Зимние грезы»: 1 | 2
  • Многогранное дарование
  • Труд, познание, скромность: 1 | 2
    «Могучая кучка»: 1 | 2
    Музыкальный просветитель
    Дезире Арто
    «Задаток огромной будущности»: 1 | 2 | 3
  • Талант принадлежит народу
  • Дорогая награда
    «Журавель»
    «Весенняя сказка»
    Снова — Шекспир
    «Урок оперного композиторства»
    На гоголевский сюжет
    «Общее достояние публики»
    «Слишком русская симфония»
  • Неустанный поиск
  • Симфония в балете: 1 | 2
    «Времена года»: 1 | 2
    Байрёйтские торжества
    За право на счастье: 1 | 2
    Лучший друг: 1 | 2
  • «...Пойду своим путем»
  • Женитьба: 1 | 2
    Отголосок пережитого: 1 | 2
    Роман в музыке: 1 | 2 | 3
    Сочинять музыку — наслаждение: 1 | 2
  • По завету Глинки
  • Легендарная Жанна: 1 | 2
    Итальянские впечатления: 1 | 2 | 3
    «Памяти великого художника»: 1 | 2
    «За родимый край...»
    Музыкальный драматург: 1 | 2
  • Артист — своей родине
  • Музыкант — общественный деятель
    Трагедия современного героя
    Народная музыкальная драма
    Старина в современной обработке
    Дирижер — пропагандист русской музыки: 1 | 2 | 3
    Посвящение Желанной
    Навеки с Россией
    «Выразитель своей эпохи»: 1 | 2
    Французская сказка на русский лад
  • В зените славы
  • «Неслыханный подвиг»: 1 | 2 | 3 | 4
    Воспоминание о Флоренции: 1 | 2
    Всемирное признание: 1 | 2 | 3
    «Чудный дар природы...»: 1 | 2
    Поэма о юности и любви
    Встреча с прошлым
    Исповедь в музыке: 1 | 2 | 3 | 4
  • Великое наследие: 1 | 2 | 3 | 4
  • Основные даты жизни и деятельности

    1840. — 25 IV. В семье начальника Камско-Воткинского завода Ильи Петровича Чайковского родился сын Пётр.

    1844—45. — Знакомство с произведениями В. А. Моцарта, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, исполнявшимися оркестрионом в доме родителей. Особенно сильное впечатление от отрывков из оперы «Дон Жуан» Моцарта.

    1845. — XI-XII. Начало обучения игре на фортепиано у М. П. Пальчиковой.

    1849. — Переезд семьи Чайковских в Алапаевск в связи с назначением отца управляющим Алапаевскими и Нижнекамскими заводами.

    1850. — VII. Отъезд Чайковского с матерью в Петербург — VIII. Посещение спектакля «Жизнь за царя» Глинки. — IX. Поступление в Училище правоведения.

    1852. — V. Переезд всей семьи Чайковских в Петербург в связи с назначением отца на должность директора Технологического института.

    1854. — 13 VI. Смерть матери Чайковского — Осень. Первая мысль о сочинении оперы (создание поэтом В. И. Ольховским для Чайковского либретто шуточно-фантастической оперы «Гипербола»). — Уроки пения у Г. Я. Ломакина и участие в церковном хоре Училища правоведения.

    1855. — Начало занятий у Р. В. Кюндингера (фортепиано) и А. В. Кюндингера (генерал-бас).

    1857-58. — Сочинение романса «Мой гений, мой ангел, мой друг» на слова А. А. Фета.

    1859. — 13 V. Окончание Училища правоведения. — 3 VI. Поступление на службу в Министерство юстиции.

    1861. — VII-IX. Поездка за границу (Берлин, Гамбург, Антверпен, Брюссель, Лондон, Париж) в качестве переводчика с инженером В. В. Писаревым. — Осень. Начало занятий в Музыкальных классах РМО по теории музыки у Н. И. Зарембы.

    1862. — IX. Занятия в Петербургской консерватории, созданной на основе Музыкальных классов РМО (по гармонии и контрапункту — у Зарембы, по инструментовке и сочинению — у А. Г. Рубинштейна). — X. Знакомство с Г. А. Ларошем.

    1863. — III-IV. Выступления в концертах в качестве пианиста-аккомпаниатора. — V. Уход со службы. — Осень. Чайковский даёт частные уроки игры на фортепиано и теории музыки. — 3 XII. Огромное впечатление от интродукции к опере «Руслан и Людмила», услышанной Чайковским в симфоническом собрании РМО.

    1864. — VII-VIII. Работа над увертюрой «Гроза» по драме А. Н. Островского. — Осень. Знакомство с А. Н. Серовым.

    1865. — Лето. Работа над переводом с французского языка «Руководства к инструментовке» Ф. О. Геварта. — 30 VIII. Исполнение «Характерных танцев» для оркестра Чайковского в Павловске (дирижер И. Штраус). — Исполнение квартета B-dur на ученическом концерте Петербургской консерватории. — 14 XI. Первое выступление в качестве дирижёра (исполнение увертюры F-dur для малого оркестра). — 29 XII. Исполнение на публичном выпускном экзамене в Петербургской консерватории кантаты Чайковского «К Радости» (слова Ф. Шиллера). — 31 XII. Окончание консерватории с большой серебряной медалью.

    1866. — 5 I. Переезд в Москву в связи с поступлением на должность преподавателя музыкальных классов Московского отделения РМО. — Начало дружбы с Н. Г. Рубинштейном. — 10-18 I. Посещение Артистического кружка, организованного А. Н. Островским и Н. Г. Рубинштейном. — 4 III. Исполнение увертюры F-dur (2-я редакция — для большого симфонического оркестра) в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — VII. Нервное заболевание, вызванное переутомлением во время работы над 1-й симфонией. — 1 IX. Торжественное открытие Московской консерватории, на котором Чайковский исполнил на фортепиано увертюру к опере «Руслан и Людмила». — XI. Знакомство с В. Ф. Одоевским. — Начало дружбы с Н. Д. Кашкиным, П. И. Юргенсоном. — 10 XII. Исполнение в Москве скерцо из 1-й симфонии (дирижер Н. Г. Рубинштейн).

    1867. — III. Начало работы над оперой «Воевода» с автором либретто Островским. — XII. Речь Чайковского (на французском языке) на торжественном обеде в честь Г. Берлиоза. — Знакомство с В. В. Стасовым.

    1868. — I. Знакомство с М. А. Балакиревым в Москве. — 3 II. Первое исполнение 1-й симфонии в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — 19 II. Выступление Чайковского как дирижёра на концерте в пользу пострадавших от неурожая. — 10 III. Публикация в газете «Современная летопись» первой музыкально-критической статьи Чайковского «По поводу „Сербской фантазии“ г. Римского-Корсакова». — III-IV. Встреча с композиторами — членами «Могучей кучки» в Петербурге. — Посещение А. С. Даргомыжского. — X. Начало дружбы с французской певицей Д. Арто.

    1869. — 30 I. Премьера оперы «Воевода» в Большом театре в Москве. — 15 II. Первое исполнение симфонической поэмы «Фатум» в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — 6 VIII. Передача партитуры оперы «Ундина» в дирекцию императорских театров (не была поставлена).

    1870. — 4 III. Первое исполнение увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — VI. Поездка в Мангейм на музыкальный фестиваль в честь 100-летия со дня рождения Л. Бетховена. — 18 XII. Исполнение хора эльфов из оперы «Ундина» в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн).

    1871. — Концерт из произведений Чайковского в Благородном собрании в Москве (в программе — 1-й струнный квартет, фортепианные пьесы, романсы и др.). — XI. Начало сотрудничества в газете «Современная летопись» в качестве музыкального критика.

    1872. — 31 V. Исполнение Кантаты, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I, на открытии Политехнической выставки в Москве (дирижер К. Ю. Давыдов).

    1873. — 26 I. Первое исполнение 2-й симфонии в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — 11 II. Премьера «Снегурочки» Островского с музыкой Чайковского в Малом театре в Москве. — 7 XII. Первое исполнение симфонической фантазии «Буря» в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн).

    1874. — 10 III. Первое исполнение 2-го квартета в Москве. — 12 IV. Премьера оперы «Опричник» в Мариинском театре в Петербурге. — 22 XI. Исполнение увертюры к опере «Кузнец Вакула» в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн).

    1875. — 4 V. Премьера оперы «Опричник» в Большом театре в Москве. — 13 (25) X. Первое исполнение 1-го концерта для фортепиано с оркестром в Бостоне (пианист X. фон Бюлов; в России впервые исполнен Г. Г. Кроссом — 1 XI в Петербурге). — 7 XI. Первое исполнение 3-й симфонии в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн).

    1876. — 1 (13) I. Исполнение 1-го квартета в Бостоне. — Огромное впечатление от оперы «Кармен», слышанной в Париже 8 (20) II. — II. Отказ от сотрудничества в газете «Современная летопись». — 11 III. Исполнение 1-го концерта для фортепиано с оркестром в Лондоне (пианист Э. Данрейтер). — 14 III. Исполнение кантаты Чайковского в честь юбилея О. А. Петрова в Петербурге. — VIII. Поездка в Байрёйт на вагнеровские торжества — 31 VII (12 VIII). Знакомство с Р. Вагнером. — 1 (13) VIII. Знакомство с Ф. Листом. — 24 XI. Премьера оперы «Кузнец Вакула» в Мариинском театре в Петербурге. — 30 XI (12 XII). Исполнение увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» в Вене (дирижер X. Рихтер.) — XII. Знакомство с Л. Н. Толстым в Москве. — Начало переписки с H. Ф. фон Мекк.

    1877. — 20 II. Премьера балета «Лебединое озеро» в Большом театре в Москве. — 25 II. Первое исполнение симфонической фантазии «Франческа да Римини» в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — 6 VII. Женитьба на А. И. Милюковой. — IX-X. Разрыв с женой и отъезд за границу. — 18 XI. Первое исполнение «Вариаций на тему рококо» в Москве (виолончелист В. Ф. Фитценгаген). — Начало материальной поддержки со стороны фон Мекк.

    1878. — 10 II. Первое исполнение 4-й симфонии в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — 28 VIII (9 IX). Исполнение 1-гo концерта для фортепиано с оркестром в 1-м русском концерте на Парижской выставке в зале Трокадеро (пианист Н. Г. Рубинштейн) — 2 (14) IX. Исполнение симфонической фантазии «Франческа да Римини» в Берлине (дирижер Б. Бильзе). — 8 (20) IX. Исполнение «Меланхолической серенады» и «Вальса-скерцо» Чайковского в 3-м русском концерте на Парижской выставке в зале Трокадеро (скрипач С. К. Барцевич, дирижер Н. Г. Рубинштейн). — 2 X. Уход из Московской консерватории. — 9 (21) XII. Испонение симфонической фантазии «Франческа да Римини» в Нью-Йорке.

    1879. — 27 I (8 II). Исполнение 3-й симфонии в Нью-Йорке. — 25 II (9 III). Исполнение симфонической фантазии «Буря» в Париже. — 17 III. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Малом театре в Москве силами учащихся Московской консерватории под управлением Н. Г. Рубинштейна. — VI. Исполнение 1-го концерта для фортепиано с оркестром и «Вариаций на тему рококо» на Музыкальном фестивале в Висбадене. — 21 X. Первое исполнение «Большой сонаты» для фортепиано в Москве Н. Г. Рубинштейном. — 8 XII. Первое исполнение 1-й сюиты для оркестра в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн).

    1880. — 13 (25) I. Исполнение 4-й симфонии в Париже (дирижер Э. Колонн). — 25 III. Концерт из произведений Чайковского в Петербурге (дирижер Э. Ф. Направник). — 6 XII. Первое исполнение «Итальянского каприччио» в Москве (дирижер Н. Г. Рубинштейн). — 18 XII. Первое исполнение Литургии св. Иоанна Златоуста хором под управлением Сазарова.

    1881. — 11 I. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Большом театре в Москве. — 13 II. Премьера оперы «Орлеанская дева» в Мариинском театре в Петербурге. — VI-X. Работа по подготовке Полного собрания духовных сочинений Д. С. Бортнянского. — 24 XI (6 XII). Посещение концерта в честь 70-летия Листа в Риме. — 22 XI (4 XII). Первое исполнение концерта для скрипки с оркестром в Вене (скрипач А. Д. Бродский; в России впервые исполнен им же 8 VIII 1882).

    1882. — 16 I. Исполнение серенады для струнного оркестра в Москве (дирижер М. Эрдмансдерфер). — 18 V. Первое исполнение 2-го концерта для фортепиано с оркестром в Москве (пианист С. И. Танеев). — 16 (28) VII. Премьера оперы «Орлеанская дева» в Праге. — 8 VII. Концерт из произведений Чайковского на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве (дирижер И. К. Альтани). — 18 X. Первое исполнение трио «Памяти великого художника» (Танеев, И. В. Гржимали, В. Ф. Фитценгаген).

    1883. — 25 IV. Постановка оперы «Евгений Онегин» силами Музыкально-драматического кружка в Петербурге. — 15 I. Исполнение кантаты «Москва» в Грановитой палате оркестром и хором Большого театра под управлением Направника. — 22 X. Исполнение «Торжественной увертюры «1812 год» в Москве (дирижер Эрдмансдерфер).

    1884. — 3 II. Премьера оперы «Мазепа» в Большом театре в Москве. — 4 II. Первое исполнение 2-й сюиты для оркестра в Москве (дирижер Эрдмансдерфер). — 6 II. Премьера оперы «Мазепа» в Мариинском театре в Петербурге. — 19 X. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Мариинском театре. — 30 X. Получение от М. А. Балакирева программы для симфонии «Манфред» — XI. Присуждение Чайковскому Глинкинской премии за увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта».

    1885. — 12 I. Первое исполнение 3-й сюиты для оркестра в Петербурге (дирижер Бюлов). — 10 II. Избрание Чайковского одним из директоров Московского отделения РМО. — 14 II. Переезд в с. Майданово (окрестности Клина). — 22 II. Первое исполнение «Концертной фантазии» для фортепиано с оркестром в Москве (пианист Танеев).

    1886. — 20 I. Открытие по инициативе и при материальной поддержке Чайковского школы в Майданово. — 11 III. Первое исполнение симфонии «Манфред» в Москве (дирижер Эрдмансдерфер). — 19 IV. Концерт из произведений Чайковского в Тбилиси, на котором присутствовал автор (дирижер М. М. Ипполитов-Иванов). — VI. Знакомство Чайковского с Л. Делибом, А. Тома, Г. Форе, Л. А. Бурго-Дюкудре и другими французскими музыкантами в Париже. — 10 (22) XI. Исполнение симфонии «Манфред» в Нью-Йорке (дирижер Т. Томас). — XI. Присуждение Чайковскому Глинкинской премии за симфоническую фантазию «Франческа да Римини».

    1887. — 19 I. Премьера оперы «Черевички» в Большом театре в Москве (дирижер Чайковский). — II. Концерт из произведений Чайковского в Париже с участием Л. Дьемера, Ж. Марсика, А. А. Брандукова. — 20 X. Премьера оперы «Чародейка» в Мариинском театре в Петербурге (дирижер Чайковский). — 14 XI. Первое исполнение сюиты «Моцартиана» в Москве (дирижер Чайковский).

    1888. — III. Триумфальная концертная поездка по городам Европы (Лейпциг, Гамбург, Берлин, Прага, Париж, Лондон), во время которой Чайковский дирижировал исполнением своих произведений. Знакомство с Э. Григом, Р. Штраусом, Г. Малером, А. Дворжаком, Ш. Гуно и др. выдающимися европейскими музыкантами. — IV. Переезд из Майданово в с. Фроловское. — 5 XI. Первое исполнение 5-й симфонии в Петербурге (дирижер Чайковский). — 10 XI. Первое исполнение увертюры «Гамлет» в Петербурге (дирижер Чайковский). — 24 XI (6 XII). Премьера оперы «Евгений Онегин» в Праге (дирижер Чайковский). — 10 и 11 XII. Концерты из произведений Чайковского в Москве (дирижер Чайковский). — 17 XII. Исполнение фантазии «Буря» в Русских симфонических концертах (дирижер Чайковский).

    1889. — III. Вторая зарубежная концертная поездка Чайковского (Кёльн, Франкфурт-на-Майне, Дрезден, Берлин, Женева, Гамбург, Лондон). — Знакомство с И. Брамсом в Гамбурге. — 25 IV (7 V). Концерт из произведений Чайковского в Париже. — V. Присутствие на экзаменах в Московской консерватории: Чайковский особо выделил С. В. Рахманинова (поставил ему отметку 5+, окружив её крестами со всех сторон). — 14 X. Визит к А. П. Чехову, который посвятил Чайковскому сборник рассказов «Хмурые люди». — 28 X. Концерт под управлением Чайковского в Москве (в программе — произведения В. А. Моцарта, Танеева, Глинки и собственные). — 11 XI. Концерт под управлением Чайковского в Москве. — 19 и 20 XI. Концерт из произведений А. Г. Рубинштейна в связи с 50-летием его артистической деятельности (в Петербурге, дирижер Чайковский). — 25 XI. Концерт под управлением Чайковского в Москве в пользу вдов и сирот артистов.

    1890. — 3 I. Премьера балета «Спящая красавица» в Мариинском театре в Петербурге. — 19 I. Начало работы над оперой «Пиковая дама» (опера сочинена в 44 дня; партитура окончена 8 VI). — XI. Чествование Чайковского в Петербургской консерватории по поводу 25-летия его музыкальной деятельности. — 5 XII. Премьера оперы «Пиковая дама» в Мариинском театре в Петербурге. — 17 XII. Премьера оперы «Пиковая дама» в Киеве, на которой присутствовал Чайковский — XII. Прекращение переписки с фон Мекк.

    1891. — 3 II. Участие Чайковского как дирижёра в концерте в пользу школ Санкт-Петербургского женского патриотического общества. — 9 II. Постановка «Гамлета» Шекспира с музыкой Чайковского в Михайловском театре в Петербурге. — 24 III (5 IV). Концерт из произведений Чайковского в Париже (дирижер Чайковский). — IV — V. Концертная поездка в США (Нью-Йорк, Балтимор, Филадельфия). — 14 X. Постановка «Гамлета» с музыкой Чайковского в Малом театре в Москве. — 4 XI. Премьера оперы «Пиковая дама» в Большом театре в Москве. — 6 XI. Первое исполнение симфонической баллады «Воевода» в Москве (дирижер Чайковский). — 1 XII. Участие Чайковского как дирижёра в концерте в пользу голодающих (Петербург). — 21 и 22 XII. Концерты из произведений Чайковского в Москве (дирижер Чайковский).

    1892. — 2 I. Концерт из произведений Чайковского в Варшаве (дирижер Чайковский). — 7 (19) I. Премьера оперы «Евгений Онегин» в Гамбурге (дирижер Г. Малер). — 7 III. Участие Чайковского в концерте РМО в Петербурге, где он дирижировал своими произведениями — 20, 22 и 26 IV. Спектакли «Фауст», «Демон» и «Евгений Онегин» в Оперном твариществе И. П. Прянишникова в Москве, которыми дирижировал Чайковский — IV. Переезд в Клин, где Чайковский арендовал дом. — 30 IX (12 X). Премьера оперы «Пиковая дама» в Праге. — XI. Избрание Чайковского членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств. — 25 XI. Первое исполнение секстета «Воспоминание о Флоренции» в Петербургском обществе камерной музыки. — 6 XII. Премьера оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик» в Мариинском театре в Петербурге.

    1893. — 16 I. Концерт из произведений Чайковского в Одессе (дирижер Чайковский). — 21 I. Участие Чайковского как дирижёра в концерте в пользу нуждающихся учеников Ришельевской гимназии (Одесса). — 22 I. Участие Чайковского как дирижёра в благотворительном концерте Славянского общества (Одесса). — 24 I. Участие Чайковского в концерте РМО в Одессе в качестве дирижёра. — 4 II. Начало работы над 6-й симфонией (окончена 24 III). — 14 II. Участие Чайковского в качестве дирижёра в концерте в пользу вдов и сирот артистов в Москве. — 7 III. Исполнение сюиты из балета «Щелкунчик» в Москве (дирижер Чайковский). — 14 III. Концерт из произведений Чайковского в Харькове (дирижер Чайковский). — 20 V (1 VI). Исполнение 4-й симфонии в Лондоне (дирижер Чайковский). — 1 (13) VI. Избрание Чайковского почётным доктором Кембриджского университета. — 16 X. Первое исполнение 6-й симфонии в Петербурге (дирижер Чайковский). — 21 X. Тяжёлое заболевание. — 25 X. Смерть Чайковского в Петербурге. — 29 X. Похороны на кладбище Александро-Невской лавры (ныне — Некрополь мастеров искусств в Санкт-Петербурге).