Глюк. Опера «Ифигения в Авлиде»
Лирическая трагедия в 3 действиях. Либретто по одноименной трагедии Расина написано Л. дю Рулле.
Первое представление состоялось 19 апреля 1774 года в Париже.
Действующие лица:
Агамемнон, баритон
Ахиллес, тенор
Калхас, бас
Аркас, бас
Клитемнестра, меццо-сопрано
Ифигения, сопрано
Артемида, сопрано
Первое действие. Близ гавани древних греков Авлиды раскинулся большой военный лагерь. Все готово к тому, чтобы воины под водительством Агамемнона выступили в поход на Трою. Но безжизненно обвисли паруса кораблей. Суда, на которых должно отплыть греческое войско, недвижимо стоят у причалов. Это разгневанная богиня Артемида не дает грекам попутного ветра. Умилостивить ее может только человеческая жертва. Артемида требует, чтобы на алтарь была принесена жизнь дочери Агамемнона — юной Ифигении. Агамемнон в отчаянии — долг военачальника повелевает ему пожертвовать дочерью, любовь отца не позволяет умертвить родное дитя. Чувство одерживает верх над долгом — Агамемнон решает предотвратить гибель дочери. Он посылает в Микены, где находятся ничего не подозревающие Ифигения и ее мать Клитемнестра, начальника своей стражи Аркаса. Аркас сообщит Ифигении о вымышленной измене ее жениха Ахиллеса. Тогда девушка не прибудет на свадьбу в Авлиду и тем самым избежит смерти. Но Аркас разминулся в дороге с Ифигенией и Клитемнестрой, и женщины, радостно приветствуемые народом, прибывают в Авлиду. С гневом и негодованием слушает Клитемнестра рассказ приехавшего следом за ними Аркаса об измене Ахиллеса. С жаром уговаривает она дочь навсегда забыть изменника. Но искренние уверения в любви и верности ни в чем неповинного Ахиллеса рассеивают скорбь и печаль девушки.
Второе действие. Ахиллес в сопровождении свиты явился во дворец Агамемнона, чтобы сопровождать любимую в храм. Там все готово для совершения бракосочетания. Общую радость нарушает Аркас. Он принес страшную весть. Ифигения предназначена в жертву Артемиде. Агамемнон, не устояв против требований верховного жреца Калхаса и воинов, согласился отдать богине жизнь дочери. В отчаянии Клитемнестра молит Ахиллеса избавить от гибели несчастную девушку. Но ее мольбы излишни. Ахиллес преисполнен решимости спасти любимую. Гневно требует он от Агамемнона изменить принятое решение, грозит силой освободить Ифигению. Разгоревшаяся ссора переросла бы в столкновение, если б жалость к Ифигении не смягчила сердце Агамемнона. Нет, он не в силах обречь на погибель родную дочь. Пусть же она с матерью бежит из лагеря.
Третье действие. Первая картина. Бегство Ифигении не удалось. В палатке укрыл ее Ахиллес от толпы, неумолимо требующей жертвоприношения. Ахиллеса не страшит опасность. Он готов вступить в борьбу с собравшимися перед палаткой воинами, убить верховного жреца, уничтожить жертвенник. Ахиллес, ни минуты не колеблясь, отдаст свою жизнь за жизнь любимой. Но Ифигения противится этому. Раз отец дал слово принести в жертву свою дочь — значит, она должна умереть. Честь отца для Ифигении дороже жизни. Не слушая уговоров Ахиллеса, девушка отдает себя в руки толпы. В безутешном горе оплакивает Клитемнестра свою дочь, призывая богов жестоко покарать ее убийц.
Вторая картина. На берегу моря собрался народ. Плотной толпой окружили люди воздвигнутый здесь жертвенник, с нетерпением ожидают начала жертвоприношения. Вот уже верховный жрец Калхас занес нож над распростертой на алтаре Ифигенией. Но в это мгновение врывается Ахиллес. Вместе со своими воинами поспешил он сюда, чтобы с оружием в руках освободить любимую. Вдруг небо заволакивают тяжелые свинцовые тучи. Сверкают молнии, грохочет гром. В облаках появляется Артемида. Гнев ее смягчился. Боги растроганы смирением и покорностью Ифигении и даруют ей жизнь. Богиня смилостивилась и предсказывает грекам победоносное окончание похода на Трою. Под всеобщее ликование Агамемнон скрепляет союз любящих друг друга Ахиллеса и Ифигении. (Сделав уступку вкусам современной ему театральной публики, Глюк изменил развязку трагедии Расина, введя в свою оперу благополучный конец. Счастливый исход событий «Ифигении в Авлиде» находится в противоречии с сюжетом другой, более поздней оперы Глюка, — «Ифигения в Тавриде».)