Верди. Опера «Бал-маскарад»
Мелодрама в 3 действиях. Либретто по сюжету, сочиненному Э. Скрибом для оперы Обера «Густав III, или Бал-маскарад», написано А. Сомма.
Первое представление состоялось 17 февраля 1859 года в Риме.
Действующие лица:
Ричард Варвик, губернатор Бостона, тенор
Ренато, его секретарь, баритон
Амелия, жена Ренато, сопрано
Оскар, паж, сопрано
Ульрика, гадалка, меццо-сопрано
Первое действие. Первая картина. Во дворце правителя Бостона, графа Ричарда должен состояться большой бал-маскарад. Паж Оскар подает графу список приглашенных. Ричард обрадован, увидев в списке имя Амелии — жены своего секретаря Ренато. Граф полюбил Амелию, жену своего лучшего, преданного друга. Только недавно Ренато раскрыл заговор, направленный против правителя, но до сих пор еще не может назвать имен заговорщиков.
Ричарду сообщают о приходе главного судьи, принесшего на подпись приказ об изгнании из города старой ворожеи и гадалки — Ульрики. За старуху вступается паж Оскар, и Ричард решает пойти переодетым к гадалке, чтобы самому испытать силу ее дара прорицательницы.
Вторая картина. В хижину Ульрики входит граф Ричард в костюме рыбака. Сюда же является и Амелия. Скрывшись за занавесом, граф слышит, как она просит у гадалки волшебную траву, которая могла бы излечить ее, замужнюю женщину, от преступной любви к Ричарду. Такая трава существует, — говорит гадалка, — Амелия должна нарвать ее сама, ровно в полночь за городом, там, где стоит виселица.
После ухода Амелии Ричард спрашивает гадалку о своей судьбе. Ульрика предсказывает ему смерть от руки друга.
— А кто же будет моим убийцей? — спрашивает граф.
— Тот, кто первый пожмет твою руку, — отвечает гадалка. В этот момент приходит Ренато и, здороваясь с графом, крепко пожимает его руку. Ричард смеется над предсказанием ворожеи.
Второе действие. Полночь. На пустынной площади, подле виселицы, появляется Амелия. Она закутана в темный плащ, лицо скрыто густой вуалью. Амелия пришла за волшебной травой. Приходит сюда и Ричард, чтобы в случае опасности защитить любимую. Неожиданная встреча настолько взволновала Амелию, что она не может скрыть от графа свое чувство к нему. Слышатся чьи-то шаги. Из темноты появляется Ренато. Тревожась за своего господина, он тайком последовал за ним. Заговорщики поблизости, графу грозит опасность, он должен немедленно оставить это место. Ренато не узнает спутницы графа. Ричард просит секретаря отвести женщину в безопасное место, но он не должен и пытаться узнать, кто она. Сам же граф, только одному ему известными тропами, проберется домой. Обменявшись с Ренато плащами, граф быстро уходит. Не успевают Ренато и Амелия покинуть площадь, как их окружают заговорщики. Они поражены, увидев перед собой не графа, а его секретаря. Но кто, однако, возлюбленная графа? Заговорщики заставляют женщину поднять вуаль, и Ренато узнает жену. Ярость охватывает его. Тот, кому он до сих пор был беззаветно предан, становится его злейшим врагом. Ренато примыкает к заговору против графа Ричарда.
Третье действие. Первая картина. Не желая навлечь позора на семью, Ренато отказывается от первоначального намерения убить жену. Он избрал для нее кару более тяжелую, чем смерть. Амелия должна, сама того не подозревая, избрать убийцу любимого ею человека. Когда заговорщики бросают жребий — кому из них убить графа — Ренато зовет жену и приказывает ей вынуть из урны клочок бумаги. Амелия повинуется, тянет жребий: на нем имя мужа. Ренато предстоит убить графа. Он намерен это сделать на бале-маскараде во дворце правителя.
Вторая картина. Бал-маскарад в разгаре. В вихре танца кружатся гости в маскарадных костюмах. Охваченная страхом и беспокойством Амелия узнает скрытого под маской графа. Она предупреждает его о грозящей опасности, умоляет уйти с бала, скрыться. Но Ричард спокоен — он не разделяет тревог Амелии. Не желая запятнать честь своего лучшего друга, граф решает никогда больше не встречаться с его женой. Ренато отправится послом в Англию, а Амелия будет сопровождать его.
— В последний раз прощай, Амелия, — с грустью произносит граф.
— Прими же и ты мое прощание! — восклицает незаметно подкравшийся Ренато и наносит Ричарду смертельный удар кинжалом.
Умирая, граф прощает своих убийц. Его последние слова обращены к Ренато — он говорит ему, что Амелия невиновна.