Биография Чайковского. Путь в Музыку
Во время пребывания в училище в 1855—1858 годах Чайковский занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера, приехавшего в Россию пять лет назад. Учитель сразу заметил выдающиеся способности воспитанника. «...Поразительная тонкость слуха, память, отличная рука, но все это не давало повода предвидеть в нем не только композитора, но даже блестящего исполнителя... Единственное, что до некоторой степени останавливало мое внимание,— это его импровизации, в них действительно смутно чувствовалось что-то не совсем обыкновенное. Кроме того, гармоническое чутье его иногда поражало меня. С теорией музыки он тогда едва ли был знаком, но когда мне случалось показывать ему мои сочинения, он несколько раз давал мне советы по части гармонии, которые большей частью были дельны».
Осенью 1859 года Петр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. А через три года, уже будучи чиновником Министерства юстиции, в знаменательные дни празднования 1000-летия России он подает новое заявление в дирекцию РМО о приеме в открывшуюся консерваторию. Самое сокровенное поверяет он сестре: «В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался тео- риею музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку. Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом,— я просто хочу только делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, но совесть моя будет спокойна. Службу, конечно, я окончательно не брошу до тех пор, пока не буду окончательно уверен в том, что я артист, а не чиновник».
В мае 1863 года Чайковский окончательно решил отказаться от жалованья и штатного места и был причислен к Министерству юстиции, чтобы иметь возможность при необходимости вернуться на службу.
«Конечно, я не много выиграл в материальном положении,— снова пишет он сестре,— но, во-первых, 1) я надеюсь в будущем сезоне получить место в крнсерватории (помощника профессора); во-2), я уже достал себе на будущий же год несколько уроков; в-3),— и это самое главное,— так как я совершенно отказался от светских удовольствий, от изящного туалета и т. п., расходы мои сократились до весьма малых размеров. После всего этого ты, вероятно, спросишь: что из меня выйдет окончательно, когда я кончу учиться? В одном только я уверен, что из меня выйдет хороший музыкант и что я всегда буду иметь насущный хлеб. Все профессора консерватории мною довольны и говорят, что при усердии из меня может выйти многое. Все вышесказанное я пишу не из хвастовства (кажется, это не в моем характере), а говорю с тобой откровенно и без всякой ложной скромности».
Приняв твердое решение посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями. От занятий в фортепианном классе он был освобожден, так как преподаватели считали его достаточно подвинутым. И он действительно, по свидетельству современников, имел талант пианиста, играя не только «по-композиторски», но и выступая в концертах с сольным исполнением фортепианных пьес либо аккомпанируя певцам или инструменталистам. « Никогда с этого времени он ни у кого не брал фортепианных уроков, но сравнительно долго сохранял силу и беглость пальцев: фортепианные способности его были огромные, и много лет спустя, уже в бытность его профессором Московской консерватории, Николай Рубинштейн, если не ошибаюсь,.предлагал ему заниматься с ним приватным образом. Не любивший ничего серьезного делать вполовину, Петр Ильич отказался, вероятно, потому, что боялся увлечься и предметом, и учителем и, таким образом, отнять у себя время, которое именно тогда, при множестве уроков в консерватории, наибольшее число которых совпадало с наибольшим разгаром его плодовитости, требовалось ему в огромных размерах»,— вспоминает Г. А. Ларош.
На ученических музыкальных вечерах, когда выступали хор и оркестр, самым усердным помощником Антона Григорьевича в организации концертов был Петр Ильич. «Он и аккомпанировал хору, и репетировал иногда с новоиспеченным оркестром, и участвовал в нем как литаврист, умевший своим стойким ритмом поддержать часто сбивавшийся с пути истинного оркестр. Хоровое пение в особенности привлекало внимание Чайковского»,— писала A. Л. Спасская.
Участвовал Чайковский в ученическом оркестре и сам — в качестве флейтиста. (Флейту Петр Ильич любил с детства: ведь отец владел этим инструментом. Не случайно и в творчестве композитора флейта занимает далеко не последнее место.) Для этого пришлось два года заниматься по классу флейты у профессора Цезаря Чиарди — знаменитого итальянского флейтиста-виртуоза, который преподавал в консерватории и был солистом оркестра Итальянской оперы в Петербурге. Своему профессору Чайковский аккомпанировал на музыкальных вечерах. В оркестре Петр Ильич играл партию второй флейты и принимал участие в исполнении симфоний Гайдна и других сочинений. А на одном из ученических вечеров, устроенном по случаю пребывания в Петербурге знаменитой пианистки Клары Шуман (жены немецкого композитора Роберта Шумана), в ее присутствии вместе с другими учениками исполнил квартет для флейт Ф. Кулау.