Биография Чайковского. Труд, познание, скромность
В начале 1867 года в Москву переехал и Ларош, также приглашенный Н. Г. Рубинштейном преподавать в консерватории. Петр Ильич снова стал неразлучен со своим «первым и влиятельным другом» (так называл его Модест Ильич). Вместе они бывали в театрах. В Малом смотрели мольеровского «Тартюфа», где играли знаменитые И. В. Самарин и С. В. Шумский; в Большом слушали «Ивана Сусанина» Глинки, который шел тогда под названием «Жизнь за царя». Бывали и в Итальянской опере. На одном из спектаклей у итальянцев Петр Ильич услышал впервые замечательную французскую певицу Дезире Арто, впоследствии сыгравшую значительную роль в его жизни, и познакомился с ней. Часто совершал он прогулки с Германом Августовичем по московским паркам и лесам Подмосковья. Гуляя однажды в Кунцеве, записал с голоса крестьянки песню «Коса ль моя, косынька», которую включил в оперу «Воевода» со словами «Соловушко в дубровушке» (затем перенес ее в другую оперу — «Опричник»).
По окончании занятий в консерватории, в июле, Петр Ильич с братом Анатолием отправился в путешествие по Финляндии. Но, посетив только Выборг и водопад Иматру, вынужден был (стесненный материально) поселиться в Гапсале, где и прожил до середины августа. Впечатления о путешествии отразились в «Воспоминаниях о Гапсале», фортепианном цикле из трех пьес («Развалины замка», Скерцо и Песня без слов, вскоре ставшая популярной). Главным занятием Петра Ильича в Гапсале было создание своей первой оперы по драме А. Н Островского «Воевода, или Сон на Волге». Либретто первого действия композитор получил от драматурга еще в марте и тогда же сделал наброски «Воеводы». Для одного из номеров оперы — «Пляски сенных девушек» — он использовал «Характерные танцы».
Островский, занятый другой работой, так и не закончил либретто, и Чайковскому пришлось завершить его самому. Премьера оперы должна была состояться в текущем сезоне.
Конец 1867 года ознаменовался приездом в Москву прославленного французского композитора и дирижера Гектора Берлиоза. Петр Ильич присутствовал на его выступлениях 27 и 30 декабря, программу которых составили сочинения Берлиоза, Генделя и Бетховена. Исполнялся также известнейший хор «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин».
31 декабря в Московской консерватории был дан торжественный обед в честь Берлиоза. После выступлений Н. Г. Рубинштейна и В. Ф. Одоевского гостя приветствовал Чайковский. Обратившись к собравшимся, он сказал: «Я бы хотел только объяснить вам, как важен для консерватории сам факт его пребывания между нами... Ту мощь, то высокое техническое совершенство, которыми отличаются сочинения Берлиоза, он почерпнул из тщательного изучения музыкального искусства, из анализа творений предшествующих ему великих художников. Прежде создания своих высоких произведений, он умел преклоняться перед чужими. Чтобы сделаться великим, он умел быть смиренным... Я предлагаю украсить одну из стен этой залы портретом Гектора Берлиоза. Пусть наша консерватория возьмет себе девизом имя Берлиоза, а это прекрасное имя значит: скромность, труд, гений».
Техническое совершенство. Тщательное изучение музыкального искусства. Анализ творений предшествующих художников. Умение быть смиренным. Это были не просто мысли, высказанные вслух в торжественной обстановке. В них заключалось кредо Чайковского — одного из первых русских композиторов, избравших музыкальное творчество профессией. Всю свою сознательную жизнь музыканта-профессионала, во время учения в консерватории и все последующие годы, он следовал раз навсегда определенному для себя девизу: труд, познание, скромность.