Биография Чайковского. Роман в музыке
Ярко своеобразны все ансамбли: квартеты в первой и четвертой картинах; дуэт Татьяны и Ольги, переходящий в квартет; полный роковых предчувствий дуэт (в форме канона) Ленского и Онегина перед дуэлью «Враги, враги...»
Окончив оперу, Петр Ильич мечтал поскорее увидеть ее на сцене, но не на императорской — с ее помпезностью, с одной стороны, и рутиной — с другой. Возникла мысль о постановке ее силами учеников Московской консерватории в оперномклассе, где руководителем-режиссером был известный актер Малого театра И. В. Самарин, а дирижировал спектаклями Н Г. Рубинштейн. Пожелания композитора сводились к следующему: «...1) певцы средней руки, но хорошо промуштрованные и твердые; 2) певцы, которые вместе с тем будут п р о с т о, но хорошо играть; 3) нужна постановка не роскошная, но соответствующая времени очень строго; костюмы должны быть непременно того времени, в которое происходит действие оперы (20-е годы); 4) хоры должны быть не стадом овец, как на императорской сцене, а людьми, принимающими участие в действии оперы; 5) капельмейстер должен быть... настоящим вождем оркестра... Мне нужны: Губерт, Альбрехт, Самарин и Рубинштей н», то есть артисты и притом мои друзья».
Премьера оперы в исполнении учащихся Московской консерватории состоялась 17 марта 1879 года на сцене московского Малого театра под управлением Н. Г. Рубинштейна. М. Н. Климентова пела партию Татьяны, А. Н. Левицкая — Ольги, С. В. Гилев — Онегина, М. Е. Медведев — Ленского, В. В. Махалов — Гремина.
Накануне спектакля Чайковский решил посетить инкогнито репетицию и, спрятавшись в темном уголке неосвещенного зала, послушать оперу. Волнение и страх рассеялись во время антракта. Рубинштейн, который был обычно так скуп на похвалы, сказал, что «влюблен в эту музыку», что это — крупное достижение русского искусства. Танеев, хотевший высказать свой восторг перед сочинением учителя... разрыдался. «Вообще все без исключения,— написал Петр Ильич в тот же день Надежде Филаретовне,— выражали мне свою любовь к „Онегину" с такою силою и искренностью, что я был радостно удивлен этим».
На репетиции присутствовал И. С. Тургенев, неоднократно проявлявший и ранее свои симпатии Чайковскому по поводу его сочинений. Он еще в 1872 году высоко оценил талант молодого композитора, предсказав ему большое будущее. Музыка оперы показалась ему очаровательной, пылкой, страстной, юной, чрезвычайно красочной и поэтичной. В письме к Л. Н Толстому, интересовавшемуся «Онегиным», Иван Сергеевич охарактеризовал музыку как «несомненно замечательную», отметив, что «особенно хороши лирические, мелодические места».
Волнение Чайковского на спектакле, конечно, возросло еще больше. Интерес к его новому произведению был настолько велик, что зал Малого театра наполнился более, чем когда-либо. Публика приняла оперу восторженно: и исполнителей и композитора по окончании спектакля вызывали на поклоны неоднократно. Мнения же критиков не были столь единодушны. Однако интерес к «Онегину» проявлялся необычайный.
«Успех этой оперы должен начаться снизу, а не сверху,— уверен был композитор,— то есть не театр сделает ее известной публике, а, напротив, публика, мало-помалу познакомившись с нею, может полюбить ее...» Вот почему он хотел ускорить издание клавира и оказался прав, когда просил Юргенсона побыстрее выпустить ноты в свет. Клавир сразу же быстро раскупили. Оперу стали ставить в домашних спектаклях, в кружках любителей музыки.
И вот «Евгений Онегин» пришел на большую сцену: в 1881 году его постановку осуществил московский Большой театр, в 1884 — петербургский Мариинский. Успех оперы все возрастал, попасть на спектакли было трудно. Мнения рецензентов разделились. Один из них отмечал, что «Онегин» в скором времени сделается самой популярной оперой русского репертуара благодаря «национальному сюжету и прелестной музыке». Разноречивость суждений не могла не огорчать композитора, но «из двух зол: нелюбовь публики или нелюбовь прессы» — он выбрал последнюю.
Вскоре опера с триумфом обошла сцены театров Тифлиса, Харькова, Киева, Казани и других городов России, а затем и за границей: пражского Национального театра (1888), гамбургского Оперного театра (1892). Петр Ильич, дирижировавший первым спектаклем в Праге, «искренне радовался исключительному успеху „Евгения Онегина",— как вспоминал директор пражского Национального театра Франтишек Шуберт.— Стало очевидно, что произведение получило признание и вне России прежде всего благодаря своим чисто музыкальным достоинствам, а не только из-за текста, близкого сердцу русского народа». Знаменитый чешский композитор Антонин Дворжак отметил, что «музыка оперы „Евгений Онегин" — это музыка, манящая нас к себе и проникающая так глубоко в душу, что ее нельзя забыть».
Постановкой в Гамбурге Петр Ильич также был очень доволен. Особенно приятно было ему то, что в оперу были буквально влюблены все артисты и дирижер Густав Малер.