Биография Чайковского. Легендарная Жанна
Сочиняя эту оперу, Петр Ильич, согласно своему убеждению, что «опера вообще должна быть музыкой наиболее общедоступной из всех родов музыки», стремился не утомлять слушателя излишним обилием деталей, сложностью гармонии и отсутствием чувства меры в оркестровых эффектах, которые считал недостатками в своих первых операх. Простота, доступность стиля, «удобопонятность» форм занимали его прежде всего. Поэтому «Орлеанская дева» во многом отличалась от предшествовавших ей «Опричника», «Кузнеца Вакулы» и «Евгения Онегина»: наряду с глубоко психологическими сценами и ариями в ней появились картины, написанные в яркой, широко декоративной манере. «Оперный стиль должен так же относиться к симфоническому и камерному, как декорационная живопись к академической,— размышлял он.— Из этого, конечно, не следует, что оперная музыка должна быть банальнее, пошлее всякой другой. Нет! Дело не в качестве мыслей, а в стиле, в способе изложения».
Новые идейно-художественные задачи привели к изменению интонационного языка произведения. Декламационный стиль музыки стал возвышенно-патетическим, лирические страницы окрасились романтическим пафосом.
Окончив сочинение оперы, Петр Ильич был удовлетворен своей работой и многого ждал от предстоящей премьеры. Ему казалось, что именно постановка на сцене должна подтвердить его убеждение в верности найденного им для подобного жанра способа и средств выражения — соответствия формы содержанию. Если же окажется, что «Орлеанская дева» «все-таки не соответствует требованиям оперного стиля, тогда для меня будет ясно,— думал он,— что те, которые утверждают, что я по натуре исключительно симфонист, которому не нужно забираться на сцену,— правы. Тогда я уже навеки откажусь от новых попыток писать оперы».
Жизнь подтвердит правоту композитора, но в то время судьба оперы оказалась нелегкой. Уже в ходе репетиций петербургской премьеры Чайковский видел, как большинство артистов отнеслось к работе с сочувствием и энтузиазмом, но театральные чиновники делали все, чтобы помешать успеху оперы. Для постановки не было выделено достаточных средств, использовались старые декорации, костюмы; дирекция императорских театров всячески препятствовала нормальной работе певцов. Тем не менее героические образы и глубоко выразительная, мелодически прекрасная музыка, грандиозные массовые сцены — все это сразу принесло опере большой успех на премьере, состоявшейся 13 февраля 1881 года в Мариинском театре в бенефис дирижера Э. Ф. Направника, которому было посвящено произведение. В спектакле выступали такие замечательные русские певцы, как М. Д. Каменская (Иоанна), И. П. Прянишников (Лионель), Ф. И. Стравинский (Дюнуа), В. И. Рааб (Агнесса), М. М. Корякин (Тибо), М. Д. Васильев 3-й (Карл VII), Ф. Ф. Соколов (Раймонд), В. Я. Майборода (Кардинал).Публика горячо приняла спектакль: автора вызывали двадцать четыре раза. Но Чайковский остался недоволен постановкой, не мог без боли думать о ней. И хотя старался уверить себя в том, что успех был серьезным, ему все время казалось, будто он потерпел фиаско. Слишком живы были еще в памяти придирки цензуры, тяжелое впечатление производили и затасканные костюмы, декорации, взятые напрокат из других опер.
После премьеры Петр Ильич выехал за границу. В купленной по дороге, в Вене, газете не без горечи прочел он депешу из Петербурга о том, что «Орлеанская дева» дана с огромным успехом, но... тем не менее плоха, скучна и монотонна. Он понимал, что отрицательные отзывы в прессе создадут вокруг спектакля неблагоприятную атмосферу. И действительно, уже с января следующего года опера была снята с репертуара. Осенью дирекция театров предложила композитору переделать сопрановую партию Иоанны для меццо-сопрано. В новой редакции, где была не только транспонирована партия героини оперы, но и изменен ряд номеров, спектакль продержался еще один сезон.
В 1882 году «Орлеанская дева» исполнялась в пражском Национальном театре (это была первая постановка оперы Чайковского за рубежом, что, конечно, доставило ему радость), а в 1886-м — в Тифлисе.
На протяжении последующих лет Петр Ильич намеревался сделать изменения в третьем и четвертом актах оперы. (Первого представления оперы в Москве он уже не увидит. Оно состоится лишь 3 февраля 1899 года в Частной опере С. И. Мамонтова. Партию Иоанны исполнит Е. А. Цветкова, Дюнуа — П. С Оленин, Карла VII — В. П. Шкафер, Лионеля — И. П. Прянишников. Дирижировать будет молодой друг композитора М. М. Ипполитов-Иванов. «Подобным произведением могла бы гордиться любая из европейских музыкальных литератур»,— напишет Н. Д. Кашкин в рецензии.)