Биография Чайковского. Музыкант — общественный деятель

После избрания в дирекцию Московского отделения Русского музыкального общества, а затем — в почетные члены Московской консерватории Петр Ильич еще более активно вникает в музыкально-общественную жизнь второй российской столицы и ее учебного заведения. С 1885 года он постоянно присутствует на выпускных экзаменах, обсуждает различные вопросы, связанные с организационными, административными делами, добивается назначения на пост нового директора консерватории С И. Танеева, которому помогает советами. Для поддержания авторитета своего бывшего ученика безвозмездно берет на себя класс свободного сочинения (однако вскоре ему приходится отказаться от профессорства, так как по уставу РМО нельзя было совмещать должности педагогическую и директорскую; Петр Ильич считал, что на посту директора он принесет больше пользы и Обществу, и консерватории). Он платит стипендии ученикам консерватории, участвует в составлении коцертных программ, ведет переговоры и переписку с исполнителями о выступлениях в Москве, а также с известными педагогами о приглашении их на работу в консерваторию (среди них и пианист В. И. Сафонов, ставший сначала профессором, а затем директором). Состояние «учебного дела» в консерватории в эти годы приятно радовало. С удовлетворением отмечает он, что, «несмотря на незаменимую потерю Рубинштейна, консерватория не только существует, но, судя по повысившемуся, сравнительно с прежним, уровню талантов, отвечает действительной потребности в подобном учреждении».

На одном из заседаний дирекции Московского отделения РМО, посвященных очередному концертному сезону (1889/90 год), Чайковский выдвигает идею приглашения нового дирижера — какого-либо знаменитого музыканта,— а также известных исполнителей для каждого концерта, с тем чтобы привлечь к высокому искусству большее количество любителей музыки. Будучи знаком со многими из них, Петр Ильич решает взять на себя обязанность по их ангажированию. Так по его инициативе в Москве выступили музыканты разных стран: чешские — композитор А. Дворжак, певцы Б. Фёрстерова-Лаутерерова и Л. Флорианский, скрипач К. Галирж, виолончелист Г. Виган; немецкие — скрипач В. Бурместер (этого виртуоза Петр Ильич рекомендовал также Бюлову и Колонну) и пианисты С. Ментер, Э. Зауэр; французские — дирижер Э. Колонн, флейтист П. К. Таффанель; шотландский пианист Ф. Лэмонд и другие.

Как представитель дирекции Московского отделения композитор выезжает в Смоленск на открытие памятника М. И. Глинке, сделанного скульптором А. Р. Боком. Торжество, состоявшееся 20 мая 1885 года, на которое прибывают все выдающиеся русские музыканты, становится национальным музыкальным праздником.

Беспокойное, открытое людям сердце Петра Ильича, готового в любую минуту откликнуться горячим участием на человеческие страдания, бедность, не могло оставаться равнодушным к судьбе окружающих. Поселившись с февраля 1885 года в деревне Майданово, близ Клина (это было первое место его настоящей «оседлости»), он, по своему обычаю, постоянно совершал длительные прогулки по его окрестностям и, конечно, не мог без сострадания наблюдать жизнь народа. «Избы в здешней деревне самые жалкие, маленькие, темные; духота в них должна быть ужасная, и когда вспомнишь, что они восемь месяцев должны прожить в этой темноте и тесноте,— сердце сжимается. Не знаю почему, но народ здесь особенно бедный. Земля по разделу с помещицей им досталась ужасная — голый песок; лесу нет вовсе, заработка никакого, так что большинство бедствует. Между тем, и это всего замечательнее, все они: и старики, и взрослые, и дети — имеют вполне счастливый и довольный вид; нисколько не жалуются на горемычную судьбу свою, и чем менее они высказывают недовольства жизнью, тем более я их жалею и умиляюсь над смирением и долготерпением русского народа. У детей удивительно симпатичные лица. Школы нет; ближайшая школа отстоит на расстоянии 6 верст. Жалко смотреть на этих детей, обреченных жить материально и умственно в вечном мраке и духоте. Хотелось бы что-нибудь сделать и чувствуешь свое бессилие»,— пишет Чайковский Н. Ф. фон Мекк. И вот он договаривается с майдановским священником В. С. Боголюбским об устройстве школы, на которую будет ежегодно жертвовать необходимую сумму. После ряда хлопот разрешение было получено, и 20 января 1886 года в сторожке у церкви в Майданове школа открылась. Собралось двадцать восемь мальчиков и девочек. Петр Ильич пришел на первые уроки посмотреть, как идут занятия. И впоследствии он интересовался обучением детей в «своей» школе.

Основными, капитальными трудами, созданными в первые два года жизни в Майданове, были опера «Черевички» —вторая редакция «Кузнеца Вакулы», симфония (поэма) «Манфред» и опера «Чародейка». Среди других сочинений, написанных тогда же, популярными станут фортепианная пьеса «Думка» (русская сельская сценка) и ряд романсов: «Соловей» (стихи А. С. Пушкина), «Я тебе ничего не скажу» (стихи А. А. Фета), «О, если б знали вы» и «Нам звезды кроткие сияли» (стихи А. Н. Плещеева), «Ночь» («Отчего я люблю тебя, светлая ночь») и «За окном в тени мелькает» (стихи Я. П. Полонского).

← в начало | дальше →