Биография Чайковского. Дирижер — пропагандист русской музыки
Нередко Петр Ильич выступал в благотворительных и общедоступных концертах, причем дирижирование перед демократической аудиторией было для него не менее ответственно, чем выступления в залах Благородного собрания, салонах меценатов, на известных западноевропейских или американских концертных эстрадах. В общедоступных концертах, билеты на которые продавались по сниженным ценам, аудитория слушателей расширялась. Об одном из таких концертов (15 ноября 1887 года, утренний концерт) вспоминала Э. К. Павловская: «Зал был переполнен, публика — большей частью мелкий служащий люд, мастеровые и рабочие — горячо встретили Петра Ильича, и, несмотря на злостное карканье, что-де такая толпа не доросла до понимания серьезной музыки, что нельзя так глумиться над „настоящей" публикой, которая-де не сможет присутствовать вместе с „толпой", что концерт заранее обречен на неуспех и тому подобные вздорные предсказания (певица имела в виду сообщение московского корреспондента в петербургской газете „Новости".— Г. П.), концерт прошел настолько удачно, что вскоре был даже повторен... Петр Ильич говорил мне, что его особенно радовал успех этих концертов не так за себя лично, как за посрамление злостных критиков, которые совершенно не знали настроений и вкуса народа и не понимали, что искусство всегда найдет верный путь к его сердцу и душе».
Сообщая об этом концерте (в его программу входили: «Франческа да Римини», «Моцартиана», Фантазия для фортепиано с оркестром — солист С. И. Танеев, увертюра «1812 год», ариозо Кумы из оперы «Чародейка» и романсы — солистка А. Ю. Скомпская), композитор написал родным, что «подобного восторга и триумфа» еще никогда не имел и что «дешевая публика держала себя очень мило, внимательно слушала и не шумела».
Две первые большие концертные поездки по городам Западной Европы в конце 1887 года — начале 1888 и первой половине 1889 годов стали значительным событием не только в жизни самого Чайковского. Они составили славу всей русской музыке повсюду, где выступал композитор: в Лейпциге, Дрездене, Гамбурге, Кельне, Франкфурте-на-Майне, Берлине, Женеве, Праге, Париже, Лондоне. Ведь Петр Ильич, как писал в одной из своих рецензий того времени Н. Д. Кашкин, был «едва ли не единственный из живущих композиторов, могущий с запасом своих сочинений и дирижерской палочкой в руке являться в любом месте Европы и встречать всюду восторженный, полный глубокого уважения прием». После выступлений М. И. Глинки, давшего концерт в Париже в 1845 году, и выступлений за рубежом пианиста и композитора Антона Рубинштейна Чайковскому первому из русских композиторов было суждено лично знакомить со своими произведениями слушателей Западной Европы. Своей гражданской, патриотической миссией считал Петр Ильич подобные выступления. Он был убежден, что приносит пользу своему отечеству и что в его лице чествуется вся русская музыка, русское искусство: «Личность моя здесь ровно ни при чем. Русская публика должна знать, что русский музыкант, кто бы он ни был, с честью и почетом поддержал знамя отечественного искусства в больших центрах Европы».
Во время первых выступлений перед зарубежными слушателями композитор исполнил свои сочинения — Четвертую и Пятую симфонии, Первую и Третью сюиты, «Ромео и Джульетту», «Франческу да Римини», «1812 год», Первый (солисты А. И. Зилоти, Э. Зауэр) и Второй (В. Л. Сапельников) фортепианные концерты, Анданте кантабиле из Первого квартета в переложении для струнного оркестра.