Биография Чайковского. Великое наследие

Многожанровость творчества гения русской музыкальной классики позволила создать уникальный конкурс, в котором могут принимать участие музыканты разных специальностей, в отличие от конкурсов имени Н. Паганини в Генуе, имени Г. Венявского в Познани, имени Ф. Бузони в Больцано, конкурсов вокалистов в Тулузе, дирижеров в Риме, виолончелистов имени А. Дворжака в Праге. Другой особенностью конкурса имени Чайковского является включение в программы выступлений не только сочинений композитора, имя которого он носит (подобно конкурсам Баха — в Лейпциге, Ф. Шопена — в Варшаве, Р. Шумана — в Цвиккау), но также произведений композиторов, представляющих различные стили и эпохи — от классики до современности.

В Первом конкурсе имени Чайковского (1958) участвовали скрипачи и пианисты, во Втором (1962) появилась еще одна специальность — виолончель, начиная с Третьего (1966) в нем стали выступать и вокалисты. В этом конкурсе могли бы состязаться и дирижеры. Заметим также, что в Международном конкурсе артистов балета в Москве в программу входит исполнение фрагментов из балета Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

Программа московского соревнования — отражение лучших традиций русской и советской исполнительской культуры. Конкурс дал «путевку в жизнь» многим советским и зарубежным музыкантам.

От конкурса к конкурсу расширяется география его участников. Так, например, среди лауреатов и дипломантов только седьмого конкурса были представители Российской Федерации, Грузинской, Армянской, Украинской, Эстонской и других национальных и автономных республик нашей многонациональной страны, а также представители зарубежных стран: Австрии, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Вьетнама, Канады, КНР, КНДР, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Румынии, США, ФРГ, Филиппин, Финляндии, Франции, Чехословакии, Югославии, Японии.

«С каждым разом масштабы конкурса, его размах и авторитет ощутимо возрастают. Этот конкурс способствует укреплению и развитию взаимопонимания между музыкантами разных стран мира. Ведь язык музыки — самый интернациональный, он доходит до сердца каждого, рождая в нем добрые, гуманные чувства»,— говорил почетный гость Седьмого конкурса имени Чайковского министр культуры и информации СРВ Нгуен Ван Хиеу.

«В Москве собрались в эти дни представители разных социально-политических систем. Мы видим, как в Советском Союзе любят музыку, как всемерно способствуют ее развитию. Советский народ трудится ради мира на земле, и, находясь в дни конкурса в Москве, мы имели возможность убедиться в этом»,— сказал президент Международного конкурса имени Г. Кассадо во Флоренции П. Фарулли (Италия).

Для выступления участникам конкурса предоставляются лучшие концертные эстрады Москвы — Большой зал консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского; для репетиций — аудитории консерватории, носящей имя композитора. Лучшие советские симфонические оркестры (Государственный симфонический оркестр СССР, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио) под управлением известных дирижеров выступают с музыкантами на втором и третьем турах конкурса. Соревнования музыкантов широко пропагандируются по Центральному телевидению и Всесоюзному радио. Перед миллионами любителей музыки разных национальностей, разных возрастов развертывается панорама состязания исполнителей. Для каждого из них почетно участие в этом конкурсе. За прошедшие тридцать лет в жюри конкурса принимали участие самые прославленные музыканты всех страх, а в соревновании — лучшие из лучших молодых исполнителей. Их привлекает в столицу Советского Союза прежде всего музыка великого композитора. «...Эта музыка,— писал в буклете к Первому конкурсу Д. Д. Шостакович,— отражая красоты и богатства духовного мира русского человека, вместе с тем явление подлинно интернациональное, оказывающее влияние на развитие культур и народов. Согретая неугасимой любовью к людям, она пробуждает высокие и благородные чувства».

Музыка Чайковского учит доброте, пониманию прекрасного в жизни, в природе, в искусстве. Она учит любить свою Родину, осмысливать и ценить ее историю, ее достояние и ценности. Она помогает формированию гармоничной личности человека. Ее играют и поют, слушают и изучают. Она звучит всюду — в прославленных театрах и концертных залах, в кружках самодеятельности и на занятиях университетов культуры. Она с нами в будни и в праздники. Она с людьми разных народов и стран. Она передается из поколения в поколение, и в этом — залог ее будущности.

← в начало