Дмитрий Степанович Бортнянский

Родился в 1751 году в городе Глухове, Черниговской губернии. В 1758 году в числе мальчиков, обладающих красивыми голосами, был привезен в Петербург и зачислен певцом в придворный хор, где занимался под руководством директора капеллы М. Полторацкого. Одновременно Бортнянский получил актерское образование в специальном учреждении — кадетском шляхетском корпусе. Очень скоро мальчик проявляет себя как талантливый артист. В 11-летнем возрасте он с огромным успехом исполняет женскую партию Альцесты в одноименной опере Г. Раупаха, а затем постоянно выступает как солист в музыкальных спектаклях.

В 1765 году в качестве главного придворного капельмейстера в Петербург приглашается итальянский композитор Б. Галуппи. С его помощью Бортнянский изучает пение, игру на клавесине и композицию.

В 1769 году для пополнения музыкального образования талантливого юношу направляют в Италию.

Здесь главное внимание он обращает на композиторское мастерство. В это время Бортнянский создает ряд вокально-инструментальных произведений и пять опер, из которых три — «Креот», «Алкид» и «Квинт Фабий» — были поставлены в итальянских театрах.

В Италии молодой композитор уделяет также много времени изучению памятников архитектуры, скульптуры и особенно живописи, знатоком которой он считался впоследствии.

В 1779 году композитор возвращается в Петербург и становится руководителем придворного хора, а с 1796 года — управляющим придворной капеллой, преобразованной из придворного хора.

Деятельность Бортнянского в России была очень напряженной. Он должен был писать музыку ко всем торжественным случаям, сочинять инструментальные пьесы для домашнего музицирования придворного общества, дирижировать оркестром, проводить репетиции с певцами.

К этому периоду жизни относится создание самых значительных творений Бортнянского. Им написано несколько сотен хоровых поризведений, принесших своему создателю славу выдающегося русского композитора.

Обладая незаурядным дарованием и высоким мастерством, Бортнянский сумел ослабить царившую тогда при дворе италоманию и вернуть хоровое искусство к родному источнику — старинным русским напевам. Огромное внимание композитор уделял развитию культуры хорового пения. Возглавив капеллу, он лично занимался с хором, отбирал певцов и заботился об их музыкальном воспитании. Благодаря деятельности Бортнянского капелла показала высокие образцы русского хорового пения. В области инструментальной музыки Бортнянским написано несколько квартетов, квинтетов, сонат для скрипки и фортепиано, симфония для камерного состава, концерт для фортепиано с оркестром, фортепианные произведения, в том числе сонаты, положившие начало развитию этого жанра в России. В совершенстве владея композиторской техникой, он своими камерными произведениями содействовал расширению круга музыкальных форм, получивших распространение в России.

Для русского музыкального театра Бортнянский создает три произведения: «Празднество сеньора» (1786), «Сокол» (1786) и «Сын-соперник» (1787). Они заняли важное место в истории развития русской музыкальной культуры. В них композитор наметил новый для России жанр лирико-комической оперы. Наиболее полное воплощение этот вид сценического произведения получил в опере «Сын-соперник», в которой соединились типичные для автора качества — благородство и искренность чувства, ясное, оптимистичное мироощущение.

В период Отечественной войны 1812 года Бортнянский пишет вокально-оркестровые сочинения: «Марш всеобщего ополчения в России», «Песнь ратников», «Певец во стане русских воинов», прославляющие храброе русское воинство.

Необычайная напевность, искренность и проникновенность музыки, ясность и уравновешенность формы роднят яркого, самобытного русского музыканта Бортнянского с крупнейшими композиторами-реалистами.

Умер Дмитрий Степанович Бортнянский в 1825 году в Петербурге.

Оценивая значение его творчества, Б. В. Асафьев писал: «Бортнянский выработал сохранивший свою силу на несколько поколений вперед... стиль с характерными оборотами. Эти типичные обороты... не только попали к Глинке, но и дальше — к Чайковскому, Римскому-Корсакову и Бородину».

М. Леонова