Вас. Яковлев. «Чайковский — критик» (продолжение)
Особое место в творческих интересах Чайковского занимал Шуман, и все страницы, отведенные этому композитору, полны величайшего сочувствия к деятельности выдающегося представителя европейского романтического искусства. Шуман, вслед за Глинкой и Моцартом, а позднее Бизе, входят в число любимейших Чайковским художников звука; он восхищается новизной содержания шумановской музыки, чуткостью и правдивостью его высказываний, «силой творческого дара». Шуман, по словам Чайковского, затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники: «...неоспоримо то, что этот композитор есть наиболее яркий представитель современного нам музыкального искусства». Много дополнительных сведений об отношении Чайковского к разным сторонам творческой индивидуальности этого композитора и к его деятельности разбросаны в других источниках (см. ниже в «Пояснениях»).
Очень яркие страницы отводит Чайковский также творчеству Шуберта, Берлиоза, Листа. Читателя несколько удивит характер высказываний Чайковского о Шопене, о его первом фортепианном концерте. Можно думать, что «фильдовские» и «гуммелевские» связи, имеющиеся в таком относительно раннем произведении, как первый концерт для фортепиано с оркестром Шопена, действовали охлаждающе на Чайковского, как это выясняется в одной из последних статей, в отрицательной оценке Фильда.
В публикуемых статьях имеется еще отзыв Чайковского о втором, f-moll’ном фортепианном концерте Шопена; о нем он говорит с заметным сочувствием и признанием. Дополнительно об отношении Чайковского к творчеству великого польского музыканта см. в «Пояснениях».
Вопреки установившейся уже в то время среди большинства прогрессивных музыкантов строгости в оценках творчества Мендельсона, Чайковский говорит о нем со значительным расположением, выделяя «необыкновенную прелесть формы и превосходную инструментовку»; "но это только внешние технические достоинства, которыми Мендельсон обладал в высшей степени«,— добавляет Чайковский. И тут же вырисовывается характерная черта Чайковского-критика: внести наивозможную разносторонность в понимание музыкального явления и ясно определить его место в культуре. При знакомстве с его критическими суждениями о квартете Мендельсона перед нами встает выразительный облик творческой индивидуальности немецкого композитора с ее положительными и отрицательными сторонами. Менее чем на двух страницах Чайковский в прекрасной литературной форме исчерпывает все основное, что можно сказать об этой теме в популярной статье, не забывая упомянуть и о подражателях Мендельсону, о «школе», приведшей в итоге «лейпцигское» направление к безжизненному формализму.
В настоящее время нас может привести в недоумение ошибочность у Чайковского оценок таких композиторов, как Рафф и Фолькман, последователей мендельсоновской школы. Но относительно первого из них (вообще высоко стоявшего тогда во мнении многих музыкантов, в том числе Листа) следует напомнить об особом внимании Чайковского к «законченности формы». В этом плане он положительно отзывался о некоторых третьестепенных композиторах, владевших хорошей техникой, например, о Фолькмане (у которого он к тому же замечал лирическую, «шумановскую» окраску произведений). Здесь существо вопроса в том, что в эпоху борьбы за профессиональный уровень в области музыкального творчества Чайковский последовательно придавал большое значение техническому совершенствованию, хотя всегда с учетом недостатков творческой самостоятельности в том или ином показательном для него музыкальном явлении.