Александр Сергеевич Даргомыжский
Родился 2 февраля 1813 года в Тульской губернии в имении отца. В 1817 году родители Даргомыжского переехали в Петербург, где композитор и провел почти безвыездно всю свою жизнь.
Уже в отроческие годы Даргомыжский сочинил ряд пьес и романсов, некоторые из этих ранних произведений были тогда же изданы. Творческому росту композитора содействовало его сближение с великим Глинкой.
Первым крупным сочинением Даргомыжского была опера «Эсмеральда» (1839), по роману Гюго «Собор Парижской богоматери», поставленная в 1847 году на сцене московского Большого театра.
Вершина творчества композитора — опера «Русалка» (1856), на сюжет одноименной драматической поэмы Пушкина. С огромной художественной силой Даргомыжский воплотил в своей опере персонажи пушкинской поэмы, запечатлел ее большое жизненное содержание и высокую поэтическую красоту. В «Русалке» глубоко раскрыты разнообразные и сложные переживания героев — в особенности горе и отчаяние обманутой, беззаветно любящей Наташи и трагедия старого Мельника, лишившегося единственной, любимой дочери. Музыка оперы, задушевная, теплая, напряженно драматичная, проникнута народно-национальным колоритом, интонациями и оборотами русской крестьянской и городской песни. Наряду с «Иваном Сусаниным» и «Русланом и Людмилой» Глинки, «Русалка» Даргомыжского явилась одним из тех произведений нашего музыкального искусства, которые определили последующее блистательное развитие русской оперной классики.
Даргомыжским написаны, кроме того, опера-балет «Торжество Вакха» (1843), на слова Пушкина, три картинки-фантазии для оркестра — «Украинский казачок», «Баба-яга» и «Фантазия на финские темы», несколько фортепианных пьес и вокальных ансамблей, свыше ста романсов и песен. Насыщенные глубоким психологизмом, подчас проникнутые живым юмором, едкой иронией, духом острой социальной сатиры, романсы и песни Даргомыжского создали эпоху в развитии русской вокальной музыки.
Последнее произведение композитора — опера «Каменный гость» — осталось незаконченным и было, согласно воле автора, дописано композитором Ц. А. Кюи (конец первой картины) и оркестровано Н. А. Римским-Корсаковым.
Александр Сергеевич Даргомыжский умер в Петербурге 5 января 1869 года.
Великий художник-реалист, горячий поборник правды в музыкальном искусстве, Даргомыжский, вслед за Глинкой, вошел в историю как один из основоположников русской классической национальной музыки.