Гаэтано Доницетти
Родился 29 ноября 1797 года в городе Бергамо (Италия). Музыкальное образование получил сначала в том же городе у Симона Майра, популярного в то время автора церковной и оперной музыки, а затем в Болонье, где занимался в музыкальном лицее.
Доницетти не было еще 21 года, когда он написал свою первую оперу «Энрико ди Боргонья» (1818). Она была тепло принята в Венеции, и молодой композитор решил всецело посвятить себя работе в области оперного жанра.
Первые оперные произведения Доницетти были написаны под сильным влиянием Россини. Обладая ярким мелодическим дарованием и сочиняя исключительно быстро и легко, Доницетти в первые годы своей деятельности писал ежегодно по три-четыре оперы. Произведения композитора, хотя и хорошо принимались публикой, недолго удерживались в репертуаре театров. Доницетти не проявлял к себе, как к художнику, достаточной строгости и требовательности. Когда же он серьезно относился к своей творческой деятельности, из-под его пера выходили такие замечательные оперы, как «Любовный напиток» (1832), «Лукреция Борджа» (1833), сохранившиеся в репертуаре театров до нашего времени.
В те годы Доницетти пришлось соперничать с другим итальянским композитором — Беллини, чьи оперы восторженно принимались зрителями. Так, например, в Миланском театре «Ла-Скала» одновременно с «Сомнамбулой» Беллини была поставлена «Анна Болейн» (1830) Доницетти, а в Париже в 1835 году вместе с беллиниевскими «Пуританами» исполнялась опера Доницетти «Марино Фальери». Успех Беллини совершенно затмил произведения Доницетти.
Это заставило Доницетти обратить серьезное внимание на свои недостатки, и в результате напряженной работы появилась одна из его лучших опер «Лючия ди Ламмермур» (1835).
После того как Россини совершенно отошел от оперной деятельности, а Беллини умер, Доницетти остался единственным крупным композитором на итальянской оперной сцене. Он получил место профессора композиции Неаполитанской консерватории, театры стали заказывать ему оперы.
В начале сороковых годов Доницетти посетил многие европейские столицы (Париж, Рим, Вена). В это время он создает ряд отличных опер — «Дочь полка» (1840), «Фаворитка» (1840), «Линда ди Шамуни» (1842), «Дон Паскуале», (1843).
Последней оперой, написанной Доницетти, была «Катерина Корнаро», поставленная в Неаполе в 1844 году.
8 апреля 1848 года после тяжелой и продолжительной болезни Гаэтано Доницетти умер у себя на родине в Бергамо.
Композитор написал 74 оперы, различных по жанру и характеру. Среди них были историко-героические («Мария Стюарт»), лирико-романтические («Лючия ди Ламмермур»), лирико-драматические («Фаворитка», «Дон Себастьян»), французские комические оперы («Дочь полка», «Новый Пурсоньяк»), оперы-буфф («Дон Паскуале»). Следует отметить, что в 1827 году Доницетти написал две оперы на сюжеты из русской жизни. Это «Саардамский бургомистр», в основу которой положен эпизод из жизни Петра Первого, и «Восемь дней в двух часах, или Сибирские изгнанники», повествующая о похождениях польского эмигранта Беньовского, бежавшего на Камчатку.
Известность Доницетти как оперного композитора вышла далеко за пределы его родины. Идя по стопам Россини, Доницетти вместе с Беллини указал итальянской опере пути ее развития, по которым в дальнейшем так славно следовал Верди.
Большинство опер Доницетти шло с большим успехом и на русской сцене. В советское время в различных городах исполнялись «Любовный напиток» и «Дон Паскуале».