Бетховен. Опера «Фиделио»
Опера в 2 действиях. Либретто по пьесе Ж. Буйи «Леонора, или Супружеская любовь» написано И. Зоннлейтнером (первая редакция) и Г. Трейчке (окончательная редакция).
Опера впервые была поставлена 20 ноября 1805 года в Вене под названием «Леонора», однако успеха не имела. После существенной переработки автором в 1814 году возобновлена под названием «Фиделио». На этот раз опера прошла с успехом.
Действующие лица:
Дон Фернандо, министр, баритон
Дон Пизарро, начальник тюрьмы, баритон
Флорестан, узник, тенор
Рокко, тюремный смотритель, бас
Марцелина, его дочь, сопрано
Леонора, жена Флорестана, скрывающаяся под именем Фиделио, сопрано
Жакино, привратник, тенор
Первое действие. Обнесенный высокими стенами двор одной из тюрем Испании. В темницах заточены многочисленные узники — жертвы произвола жестокосердого начальника тюрьмы Пизарро. В мрачном подземелье вот уже два года томится Флорестан — благородный, свободолюбивый человек, смело выступивший против тирании Пизарро.
А на тюремном дворе жизнь идет своим чередом. Привратник Жакино добивается от дочери тюремного смотрителя Рокко Марцелины ответа — согласна ли она, наконец, стать его женой? Но девушка не разделяет чувств Жакино, хотя еще совсем недавно относилась к нему благосклонно. Она влюбилась в нового помощника отца — в красивого юношу Фиделио и хочет выйти за него замуж. Рокко тоже пришелся по нраву скромный, услужливый Фиделио, и он непрочь породниться с ним. Ни Рокко, ни его дочь и не подозревают, что понравившийся им юноша — переодетая женщина. Фиделио — это Леонора, жена Флорестана. Не поверив распространенному Пизарро слуху о смерти Флорестана, Леонора переоделась в мужское платье и проникла в тюрьму, чтобы разыскать и спасти любимого мужа.
Один из друзей уведомил Пизарро, что в скором времени в тюрьму для инспектирования прибудет министр Дон Фернандо. Пизарро спешит расправиться с ненавистным Флорестаном. Он сулит Рокко щедрую награду, если тот умертвит узника. Однако Рокко отказывается участвовать в злодеянии. Тогда Пизарро решает сам совершить убийство. Уходя, он приказывает тюремщику вырыть в подземелье яму, чтобы похоронить в ней труп Флорестана. Слышавшая все это Леонора убеждается, что муж находится в тюрьме. Она упрашивает Рокко разрешить узникам прогулку. Тюремный двор заполняют изможденные, похожие на тени люди. Давно не видавшие света, лишенные свежего воздуха, они радуются солнечному лучу, дуновению ветерка. Среди узников Флорестана нет. Значит, его надо искать в тюремном подземелье.
Второе действие. Темница в подземелье. На связке полуистлевшей соломы, закованный в цепи, лежит изнуренный голодом Флорестан. Пришедшая вместе с Рокко Леонора силится разглядеть узника, но темнота скрадывает его лицо. Узнав мужа по голосу, Леонора выпрашивает у Рокко разрешение дать узнику немного хлеба и вина. Входит Пизарро. Он явился за тем, чтобы покончить со своим врагом. Флорестан мужественно смотрит смерти в глаза. С презрением называет он начальника тюрьмы убийцей. Взбешенный Пизарро кидается с кинжалом в руке на беззащитного узника. Неожиданно между убийцей и его жертвой вырастает Леонора. Признавшись в том, что Флорестан ее муж, она своим телом прикрывает его. Пизарро бросается на Леонору, но отступает под дулом наведенного на него пистолета. В подземелье доносятся торжественные звуки труб, возвещающие прибытие министра. Пизарро ошеломлен. Подземелье озаряется ярким светом факелов — Жакино и солдаты пришли, чтобы спасти Флорестана.
Финальная картина. Тюремный двор. Народ и узники приветствуют министра. Рокко и Леонора вводят закованного в цепи Флорестана. Узнав от Рокко историю Леоноры и Флорестана, Дон Фернандо велит Леоноре освободить мужа от цепей, а злодея Пизарро приказывает заключить в тюрьму.
Народ прославляет верность, стойкость и самоотверженность Леоноры.