Моцарт. Опера «Волшебная флейта»
Опера в 2 действиях Либретто написано Э. Шиканедером.
Первое представление состоялось 30 сентября 1791 года в Вене.
Действующие лица:
Зарастро, бас
Тамино, тенор
Царица Ночи, сопрано
Памина, ее дочь, сопрано
Папагено, баритон
Папагена, сопрано
Моностатос, мавр, тенор
Глашатай, бас
Три дамы, сопрано и меццо-сопрано
Три мальчика, сопрано и меццо-сопрано
Два воина, тенор и бас
Первое действие. Первая картина. Суровая скалистая местность. Принц Тамино, преследуемый огромным змеем, обессилел и в обмороке падает на землю. Не миновать бы ему гибели, если б не вмешательство трех одетых в черное и вооруженных серебряными копьями дам. Bo-время подоспев на помощь, они убивают чудовище и спешат доложить о прекрасном юноше своей повелительнице — Царице Ночи. Очнувшийся от обморока Тамино с испугом смотрит на приближающееся к нему странное пернатое существо. Но страх его напрасен. Это безобидный птицелов Папагено, веселый балагур и хвастунишка. От него принц узнает, что находится в государстве Царицы Ночи и спасением своим от змея обязан ему, Папагено. За свое бахвальство лгунишка тут же расплачивается. Три дамы вешают болтуну на уста увесистый замок. Принцу же они показывают портрет дочери Царицы Ночи — Памины. Появившаяся Царица Ночи обещает влюбившемуся в красавицу-Памину принцу руку дочери, если он освободит Памину из неволи. Девушка похищена волшебником Зарастро и томится в его замке. Царица дарит Тамино волшебную флейту. С ее помощью он преодолеет все опасности и трудности. Папагено освобождается от замка, награждается волшебными колокольчиками и должен повсюду следовать за принцем. В сопровождении трех гениев — трех прекрасных мальчиков— Тамино и Папагено отправляются в опасный путь.
Вторая картина. Покой Памины в замке Зарастро. Начальник невольников мавр Моностатос помешал бегству Памины н теперь домогается ее любви. От преследований мавра девушку избавляет неожиданное появление Папагено. Трусливый Моностатос не на шутку испугался, увидев пернатого птицелова. Но и сам Папагено порядком струхнул перед мавром. Впрочем, он оказывается храбрее Моностатоса и, воспользовавшись его бегством, объявляет Памине о близящемся избавлении из неволи. Обрадованная девушка спешит вместе с Папагено навстречу своему спасителю Тамино.
Третья картина. Священная роща с тремя храмами. Три гения обещают Тамино победу, если он будет стойким, терпеливым и молчаливым. Принц готов пройти все испытания ради того, чтобы спасти любимую от злодея Зарастро. Но появившийся из храма Мудрости жрец призывает юношу не верить наветам Царицы Ночи, оклеветавшей Зарастро. Кроме добра он ничего другого Тамино и Памине не желает. Но сейчас еще не пришло время принцу узнать тайну Зарастро.
Радостно внимает Тамино таинственным голосам, сообщающим, что Памина жива. Чтобы свидеться с возлюбленной, он начинает играть на волшебной флейте и слышит, как вдали, среди деревьев откликаются чудесные колокольчики. Это Папагено и Памина спешат к Тамино, но, заблудившись в роще, сбиваются с пути и попадают в руки преследующего их Моностатоса. Беглецов спасают чудесные колокольчики. Папагено заиграл на них, и мавр вместе с сопровождавшими его невольниками пустился в пляс.
Неожиданно является окруженный свитой Зарастро. Упав ему в ноги, Памина чистосердечно сознается в попытке бежать — ее вынудили к этому преследования мавра. Зарастро разгневан, и задержавший Тамино Моностатос вместо ожидаемой награды получает от своего повелителя 77 палочных ударов по пяткам. По приказанию Зарастро Памина вновь разлучается со своим возлюбленным, а Тамино с Папагено направляются в храм испытаний.
Второе действие. Первая картина. Пальмовый лес. Зарастро открывает жрецам тайну Памины и Тамино. Девушка предназначена богами в жены принцу. Но ее мать — погрязшая в пороках и заблуждениях Царица Ночи — хочет разрушить храм Мудрости. К борьбе против чинимого ею зла необходимо привлечь Тамино. Но прежде чем быть принятым в число посвященных, он должен подвергнуться испытаниям.
Вторая картина. Преддверие храма. Озаренные факелами, три дамы предсказывают Тамино и Папагено гибель от рук жрецов. Они призывают принца отказаться от своих намерений, иначе на него обрушится немилость Царицы Ночи. Но угрозы запугивают лишь трусоватого Папагено, Тамино остается непоколебимо стойким.
Третья картина. Увитая розами беседка в саду. Мавр подкрался к спящей Памине и хочет ее поцеловать. Неожиданно появляется Царица Ночи, и Моностатос в ужасе скрывается. Царица Ночи, передавая дочери кинжал, приказывает убить Зарастро, похитить Солнечный диск и бежать с Тамино. В обладании Солнечным диском — сила Зарастро.
Четвертая картина. Зал в храме испытаний. Тамино и Папагено подвергаются испытанию молчанием. Особенно трудно приходится любителю поболтать Папагено, тем более, что появляется старуха, называющая себя его возлюбленной.
Тамино стойко выдерживает испытание. Даже завидев Памину, он продолжает молчать. Пораженная этим девушка впадает в отчаяние, решив, что Тамино ее разлюбил.
Пятая картина. Внутренность пирамиды. Зарастро восхваляет стойкость Тамино. Но принцу предстоит новое испытание. Oн должен распрощаться с Паминой. Правда, в будущем ему обещана встреча с ней.
Папагено поставлен перед выбором — либо всю жизнь пробыть в неволе, либо жениться на старухе. Он решается на последнее и щедро вознагражден: безобразная старуха превращается в прехорошенькую девушку, одетую в такой же пернатый наряд, как и он сам. Это — Папагена.
Шестая картина. Сад. Памина, разуверившись в любви Тамино, хочет покончить жизнь самоубийством. Но три гения останавливают ее руку с занесенным кинжалом и объявляют девушке, что Тамино верен ей.
Седьмая картина. Пещера у подножья горы. Тамино и Памину ожидает тяжелое испытание. Они должны пройти сквозь огонь и воду. Под звуки волшебной флейты, тесно прижавшись друг к другу, Тамино и Памина с честью выдерживают последнее испытание.
Восьмая картина. Не выдержавший испытания Папагено разлучен со своей возлюбленной. Он неудержимо тоскует о ней — без Папагены жизнь ему не мила. Птицелов хочет повеситься, но появляются три гения и советуют Папагено заиграть на волшебных колокольчиках. На звук колокольчиков приходит Папагена, и обрадовавшийся Папагено пускается со своей возлюбленной в пляс.
Девятая картина. Под сводами храма. Царица Ночи, сопровождаемая тремя дамами и Моностатосом, проникает в храм посвященных, чтобы уничтожить его. Но наступивший ясный день разрушает ее чары.
Нависшие своды раздвигаются и открывают внутренность светлого храма солнца. Все присутствующие возносят хвалу Зарастро и радостно приветствуют Тамино и Памину.