Йозеф Гайдн
Родился 31 марта 1732 года в нижнеавстрийской деревушке Рорау, в семье сельского колесника. Музыкальные способности ребенка обратили на себя внимание капельмейстера венского собора, вербовавшего певчих для соборного хора. Для восьмилетнего мальчика началась тяжелая трудовая жизнь. Шестнадцати лет потеряв голос, Гайдн был уволен из капеллы и остался без всяких средств к существованию. Некоторое время он ведет жизнь уличного музыканта. Затем ему удается заняться композицией. Так в 1751 году возникает одно из ранних произведений — комическая опера «Новый хромой бес», прошедшая с большим успехом в ряде театров Вены и других городов.
В 1759 году Гайдн начинает работать в капелле графа Морцина — пишет дивертисменты, камерные инструментальные пьесы, небольшие симфонии. Здесь его произведения впервые услышал князь Эстергази и пригласил Гайдна на должность капельмейстера в свою резиденцию — Эйзенштадт. Почти тридцать лет проработал композитор в капелле Эстергази, сочиняя по заказу князя огромное количество разнообразных произведений — симфоний, концертов, увертюр, опер, квартетов, сонат, танцев, маршей. Постепенно слава Гайдна начинает расти, имя его облетает весь мир. Но, несмотря на это, он долгое время продолжает оставаться бесправным и подневольным слугой князя.
В 1781 году в Вене произошла знаменательная встреча Гайдна с Моцартом. С этого времени тесная дружба, продолжавшаяся до самой смерти Моцарта, связала двух великих композиторов.
С 1762 по 1783 год Гайдном было написано свыше 20 опер (главным образом комических) на тексты итальянских драматургов: Гольдони, Метастазио и других. К числу этих произведений принадлежит бытовая комическая опера «Аптекарь», созданная в 1768 году. Ее отличают простота и законченность мелодики, песенно-бытовой характер, мастерство комического ансамбля.
В последний период своей жизни освободившись, наконец, от службы у Эстергази, Гайдн чувствует новый прилив сил. Он впервые покидает границы Австрии, дважды посещает Лондон, где его выступления пользуются громадным успехом.
В эти годы композитор работает особенно интенсивно и создает лучшие свои творения — 12 так называемых Лондонских симфоний и две оратории: «Сотворение мира» и «Времена года», получившие самое широкое распространение и признание во всех странах мира. В 1799 году оратория «Сотворение мира» с большим успехом была исполнена в Петербурге. Петербургское филармоническое общество прислало великому композитору золотую медаль, отлитую в его честь.
Последние годы жизни (1802—1809) Гайдн был уже не в силах работать и не создал ничего значительного.
Умер Йозеф Гайдн 31 мая 1809 года в Вене.
Им написано 104 симфонии, более 50 концертов, свыше 20 опер, 77 смычковых квартетов, дивертисменты, серенады, увертюры, трио, танцы, марши, песни.
Гайдн обобщил усилия предшествующих музыкантов — ему принадлежит историческая роль в деле создания сонатной формы.
Он выработал и структуру симфонического оркестра, легшую в основу современного состава оркестра, четко разграничил функции каждой группы инструментов.
Музыка Гайдна, полная бодрости, заразительного юмора, неисчерпаемой жизненной силы, сочетает в себе общедоступность с глубиной мысли, разнообразием содержания и величайшим мастерством. Истинно народный характер, тесная связь с бытом окружающей среды делают ее демократичной и понятной массовому слушателю.