Оффенбах. Опера «Сказки Гофмана»
Фантастическая опера в 4 действиях. Либретто по мотивам новелл Э. Т. А. Гофмана написано Ж. Барбье.
Первое представление состоялось 10 февраля 1881 года в Париже.
Действующие лица:
Гофман, тенор
Никлаус, меццо-сопрано
Линдорф, баритон
Коппелиус, баритон
Дапертутто, доктор, баритон
Миракль, баритон
Стелла, сопрано
Олимпия, сопрано
Джульетта, сопрано
Антония, сопрано
Спалланцани, бас
Кошниль, тенор
Андреас, тенор
Питикиначчо, тенор
Франц, тенор
Криспель, отец Антонии, бас
Шлемиль, баритон
Лютер, хозяин кабачка, бас
Голос матери, меццо-сопрано
Первое действие. В одном из Нюрнбергских погребков обычно проводит свой досуг поэт Гофман. Зная привычки своего возлюбленного, актриса Стелла присылает ему в кабачок письмо и ключ от будуара. Но соперник поэта — советник Линдорф перехватывает письмо Стеллы. Ничего не подозревая, Гофман предлагает друзьям за бокалом вина рассказать о любви к трем дамам. Поэт первым начинает свой рассказ.
Второе действие. Физик Спалланцани демонстрирует гостям восковой автомат-куклу Олимпию. Пылкая фантазия находящегося среди гостей Гофмана превращает куклу в живую девушку. Чтобы посмеяться над поэтом, враг Спалланцани Коппелиус одевает Гофману розовые очки — если смотреть сквозь них, сказочный вымысел на время становится явью. Восковая кукла пленила Гофмана, он пылко признается ей в любви. Но Коппелиус разбивает очки и ломает автомат. Безжалостно разрушена мечта поэта. Гофман переживает жестокое разочарование.
Третье действие. Дьявол Дапертутто приказывает куртизанке Джульетте очаровать поэта. Проигравшийся в карты Гофман ищет забвения. Красивая куртизанка прельстила поэта — он готов провести вечер с нею наедине. Чтобы получить доступ в будуар Джульетты, он убивает одного из ее возлюбленных и забирает у него ключи. Но покои куртизанки пусты. Издали доносятся звуки беспечной баркаролы, это Джульетта отплыла в гондоле с другим.
В негодовании Гофман бежит прочь.
Четвертое действие. Наконец, счастье как будто улыбнулось поэту — завтра его свадьба с известной певицей Антонией. Но Антония серьезно заболела. Ее отец пригласил доктора Миракля, чтобы тот гипнозом заставил девушку отказаться от вредного для ее здоровья пения. Миракль — новое воплощение злой силы, преследующей поэта — решает использовать посещение больной в своих целях. Он заставляет девушку долго и пристально всматриваться в портрет ее умершей матери. Портрет оживает, мать приказывает дочери петь. Антония повинуется — она поет, постепенно лишается сил и умирает. Гофман в отчаянии.
Эпилог. Снова кабачок. Окончен печальный рассказ поэта. Гофман пьет вино и теряет сознание. Вдруг мрачный погребок озаряется ясным сиянием: появившаяся муза готова освободить своего любимца-поэта от страданий.
Входит Стелла — она пришла за Гофманом. Но, приняв обморок поэта за опьянение, Стелла уходит вместе с Линдорфом.