Бородин. Опера «Князь Игорь»
Опера в 4 действиях с прологом.
Либретто на основе русской эпической поэмы XII века «Слово о полку Игореве» и материалов исторических летописей написано самим композитором.
Первое представление состоялось 23 октября 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.
Действующие лица:
Игорь Святославич, князь Северский — баритон
Ярославна, его жена во втором браке — сопрано
Владимир Игоревич, его сын от первого брака — тенор
Князь Галицкий — бас
Кончак, половецкий хан — бас
Кончаковна, его дочь — меццо-сопрано
Гзак, половецкий хан — бас
Овлур, крещеный половчанин — тенор
Ерошка — тенор
Скула — бас
Няня — сопрано
Половецкая девушка — сопрано
Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ. Половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.
Пролог. Площадь в старинном русском городе Путивле. Князь Игорь в сыном Владимиром и боевой дружиной собирается в поход против половцев — кочевников, опустошающих хищными набегами русские земли. Неожиданно начинает темнеть, сгущается мрак, наступает солнечное затмение. Народ видит в нем плохое предзнаменование. Княгиня Ярославна умоляет мужа отложить поход, но Игорь непреклонен. Он полон решимости разгромить врага, отстоять свободу отчизны от посягательств захватчиков.
Отправляясь на ратные дела, Игорь оставляет своим наместником в Путивле брата жены — князя Владимира Галицкого.
Простившись с княгиней, Игорь во главе дружины выступает в поход. Торжественно величавой «Славой» провожает народ князя и рать.
Первое действие. Первая картина. За бранными столами, окруженный бражниками, пирует Владимир Галицкий. Он мечтает стать вместо Игоря путивльским князем. Тогда вдоволь бы насладился он властью: сослал в монастырь княгиню Ярославну, а сам бы пил и гулял всласть. Вбегают взволнованные девушки. Их подругу дружинники Галицкого силой увели в княжий терем, на утеху князю. Девушки упрашивают Галицкого освободить подругу, но он бранит их и гонит прочь. Гудочники Скула и Ерошка под хохот пьяной толпы глумятся над жертвой княжьего произвола.
Хмельной разгул достигает предела, когда слуги выкатывают новую бочку вина. Скула и Ерошка затягивают песню, прославляющую путивльского князя Владимира Галицкого. Ее подхватывают остальные бражники.
Вторая картина. Ярославну томят мрачные мысли. Немало времени прошло с того дня, как муж и сын отправились в поход, а до сих пор о них нет никаких вестей. От горестных дум княгиню отвлекают девушки. Они жалуются на бесчинства Галицкого и просят освободить подругу. Девушки в испуге разбегаются, завидев князя. Он держится с сестрой вызывающе, хвастливо заявляет, что займет княжеский престол и расправится со всеми непокорными.
Появляются думные бояре. Они принесли недобрые вести: русская рать разбита, Игорь с сыном взяты в плен, на Русь движутся половецкие орды. Тревожно гудит набатный колокол. Мечутся в окнах зловещие сполохи пожаров. К Путивлю приближается жестокий и беспощадный враг, сжигающий все на своем пути.
Второе действие. Половецкий стан. Перед раскинувшимися в степи шатрами собрались половецкие девушки. Песнями и плясками потешают они дочь хана Кончака — Кончаковну. Ведут русских пленников, усталых, измученных. Девушки выносят им еду, поят кумысом.
Вечереет, сумерки окутывают степь. Входит Владимир Игоревич. Княжич любит дочь половецкого хана и любим ею. Когда влюбленные удаляются, появляется Игорь. Черные думы терзают его: стонет Русь под чужеземным игом, горести и беды обрушились на русских людей. Князь мечтает вырваться из плена, вызволить родную отчизну, освободить родной народ. Крещеный половчанин Овлур нредлагает Игорю свою помощь в побеге из плена, но князь отказывается от нее.
Половецкий хан Кончак ценит мужество, отвагу и честность русского князя. Он сулит Игорю освобождение из плена, если тот пообещает в будущем не поднимать оружия против половцев. Игорь отвергает предложение хана. Чтобы развеселить князя, Кончак сзывает воинов, девушек и приказывает им плясать. Половцы пляшут и славят хана Кончака.
Третье действие. Половцы приводят новых русских пленных. Пленники горюют о погибших женах и детях, о спаленных и разграбленных городах. Они упрашивают князя воспользоваться помощью Овлура и бежать из плена. Ради спасения родины Игорь соглашается. Подслушавшая этот разговор Кончаковна хочет бежать вместе с Владимиром, но Игорь противится этому. Тогда Кончаковна зовет половецких воинов, те схватывают Владимира и готовятся отрядить погоню за бежавшим Игорем. Ханы требуют смерти княжича, но Кончак освобождает его и отдает приказ итти походом на Русь.
Четвертое действие. Городская стена в Путивле. Ярославна, потеряв надежду вновь свидеться с мужем, оплакивает его. Слышится печальная песня. Это поселяне скорбят о разорениях, нанесенных вражеским нашествием. Ярославна замечает скачущих вдали всадников. В одном из них она узнает Игоря. Наконец-то вернулся любимый, долгожданный муж.
Скула и Ерошка, не зная о возвращении князя, глумятся над Игорем. Они потешаются над тем, что Игорь и сам в плен угодил, и рать свою сгубил. Неожиданная встреча с князем ошеломляет их. Плуты задумываются: как бы избежать заслуженного наказания. Хитрый и изворотливый Скула предлагает Ерошке ударить в колокол и первыми возвестить о прибытии Игоря.
На зов колокола сбегается народ. Радостным ликованием приветствует он возвращение любимого князя.