Моцарт. Опера «Дон Жуан»
Опера в 2 действиях. Либретто по мотивам старинной испанской народной легенды написано Л. да Понте.
Первое представление состоялось 29 октября 1787 года в Праге.
Действующие лица:
Дон Жуан, баритон
Командор, бас
Донна Анна, его дочь, сопрано
Дон Оттавио, ее жених, тенор
Донна Эльвира, сопрано
Лепорелло, слуга Дон Жуана, бас
Мазетто, крестьянин, бас
Церлина, его невеста, сопрано
Первое действие. Первая картина. Улица перед домом Командора. Лепорелло, плутоватый слуга Дон Жуана, сетует на свою участь. Ни днем, ни ночью нет ему покоя — повсюду обязан он сопровождать господина и помогать ему во всех его проделках. Вот и сейчас, несмотря на поздний час, Лепорелло должен стоять на страже перед домом Командора. Дон Жуан, переодевшись в платье Дона Оттавио, жениха Донны Анны — дочери Командора, прокрался в дом, чтобы обесчестить девушку. На крик Донны Анны о помощи вбегает Командор и с оружием в руках бросается на обидчика. Ловкий удар шпаги решает исход завязавшегося поединка. Командор убит, а Дон Жуану удается неузнанным скрыться. Горько рыдает Донна Анна над трупом отца. Вместе с Доном Оттавио она клянется разыскать убийцу и отомстить ему.
Вторая картина. Пустынная улица. Завидев вдали женщину, Дон Жуан устремляется к ней. Но надежды на новое приключение не оправдались. Незнакомка оказывается Донной Эльвирой, прежней, давно покинутой возлюбленной Дон Жуана. Горькими упреками в неверности осыпает Донна Эльвира своего соблазнителя, но тот не слушает. Улучив удобный момент, он скрывается, оставив женщину на попечение своего слуги. Лепорелло, желая утешить Донну Эльвиру, сообщает ей, что она не одинока. Бесчисленное множество девушек разных стран и сословий обольстил, а затем бросил Дон Жуан. В подтверждение своих слов Лепорелло демонстрирует несчастной женщине длиннейший список жертв Дон Жуана.
Третья картина. Сельская местность близ замка Дон Жуана. Дон Жуану приглянулась невеста крестьянина Мазетто — хорошенькая Церлина. С помощью Лепорелло он отправляет Мазетто и других крестьян в свой замок, а сам остается наедине с Церлиной. Ласковыми и льстивыми речами пытается он завлечь девушку в расставленные сети. Еще немного, и тщеславная Церлина не устояла бы перед соблазном стать знатной синьорой, но появившаяся вдруг Донна Эльвира разоблачает обольстителя. Однако Дон Жуан не думает оставить в покое Церлину. Выпроводив Донну Эльвиру, он приказывает Лепорелло устроить в замке празднество для крестьян. Пока крестьяне будут пить и веселиться, он покорит Церлину.
Четвертая картина. Сад в замке Дон Жуана. Простодушный Мазетто стал настороженным и подозрительным. Завидев приближающегося к Церлине Дон Жуана, он прячется в беседку и когда обольститель увлекает девушку в беседку, то неожиданно для себя наталкивается на ее жениха. Не растерявшись, Дон Жуан объясняет, что хотел привести к Мазетто его невесту, и приглашает Мазетто с Церлиной на праздник в свой замок.
Пятая картина. Зал в замке Дон Жуана. В разгар празднества раздается громкий крик. Это взывает о помощи Церлина, которую Дон Жуан заманил в одну из уединенных комнат. Подоспевшим на выручку Церлины Донне Эльвире, Донне Анне, Дону Оттавио, Мазетто и другим гостям Дон Жуан объясняет, что виноват во всем Лепорелло, пытавшийся обесчестить девушку. Для большей убедительности обманщик кидается со шпагой на своего слугу, делая вид, что хочет покарать его. Но Дон Жуану никто не верит. Донна Эльвира, Донна Анна и Дон Оттавио угрожают злодею суровым возмездием.
Второе действие. Первая картина. Улица перед домом Донны Эльвиры. Дон Жуан пришел сюда, чтобы пробраться к понравившейся ему камеристке Донны Эльвиры. Однако Лепорелло неожиданно заявляет, что не желает больше служить своему господину. Только туго набитый кошелек примиряет слугу с хозяином. Он соглашается обменяться с ним плащом и шляпой, чтобы ухаживать за госпожой, в то время как. одетый слугой Дон Жуан будет любезничать с камеристкой. Спрятавшись за спиной Лепорелло, Дон Жуан вызывает Донну Эльвиру на свидание, и она, приняв Лепорелло за своего бывшего возлюбленного, удаляется с ним.
Под аккомпанемент мандолины поет Дон Жуан серенаду, но пришедший с толпой вооруженных крестьян Мазетто обрывает его пение. Мазетто ищет Дон Жуана, чтобы расправиться с ним. Выдав себя за Лепорелло, Дон Жуан ловко обманывает крестьян и рассылает их в разные стороны на поиски обидчика. Оставшись наедине с Мазетто, он жестоко избивает его и скрывается. Прибежавшая на вопли Мазетто Церлина нежными, полными ласки и любви словами успокаивает жениха.
Вторая картина. Темная улица. Стремясь улизнуть от Донны Эльвиры, Лепорелло попадает в руки преследователей Дон Жуана. С трудом удается ему доказать, что он лишь слуга, переодетый в платье синьора, и избежать расправы.
Третья картина. Кладбище. У надгробной статуи Командора снова встретились господин и слуга. Хвастающего своей новой победой Дон Жуана ничто не страшит. Даже заслышав загробный голос Командора, он не пугается, а приказывает Лепорелло пригласить статую на ужин. Только после того как статуя, кивнув головой, соглашается, охваченные ужасом Дон Жуан и Лепорелло бегут с кладбища.
Четвертая картина. Комната в доме Донны Анны. Дон Оттавио утешает горюющую об отце Донну Анну и просит свою невесту дольше не откладывать свадьбу.
Пятая картина. Обеденный зал в замке Дон Жуана. Под звуки музыки ужинает Дон Жуан. Он в отличном расположении духа и давно позабыл о страхах, пережитых на кладбище. Донну Эльвиру, пришедшую усовестить его и обратить на путь истины, он с насмешками выпроваживает. Не успела женщина покинуть зал, как раздается ее вопль. Лепорелло отправляется выяснить причину крика и возвращается бледный, как смерть: перед дверью стоит каменный гость.
Явившийся на приглашение Командор призывает Дон Жуана покаяться в грехах, но тот решительно отказывается. Он будет и впредь жить так же, как жил раньше.
Раздается страшный удар грома, сверкает молния, звучит хор невидимых духов. Дон Жуан проваливается в преисподнюю.