Воспоминания о Чайковском. Предисловие (окончание)
Вдохновенный труженик, подвижник искусства — таким предстает Чайковский перед читателем сборника. Именно эта черта выделяется как главная почти во всех мемуарах. «Вдохновения нельзя ожидать, да и одного его недостаточно: нужен прежде всего труд, труд и труд»,— говорил Чайковский (см. воспоминания И. Грабаря). И не только говорил, но и сам всегда поступал так — трудился для любимого искусства, для своего народа. И народ, в той мере, в какой это было возможно во времена Чайковского, оценил его — замечательны отдельные свидетельства мемуаристов о признании Чайковского людьми из народа (см., например, тот раздел воспоминаний А. Панаевой-Карцевой, где описаны похороны Чайковского).
Очень живо рассказывает певица Э. Павловская об организации общедоступного симфонического концерта, в успех которого не верили скептики (в них обычно не бывает недостатка). Но как они были посрамлены, когда успех превзошел все ожидания и музыка Чайковского нашла восторженный отклик у самой демократической аудитории. «Искусство всегда найдет верный путь к сердцу и душе народа» — считал Чайковский. Нет нужды напоминать, что лишь советская эпоха передала народу наследие великого композитора,— «составителя всероссийской музыки».
Почти все авторы воспоминаний отмечают необыкновенную доброту Чайковского. «В нем была и та доброта, которая кидается в глаза, и та, о которой никто не догадывается»,— писал Г. Ларош («На память о Чайковском»). Действительно, проявления доброты Чайковского бесконечны. Это и участливое отношение к своему товарищу-письмоводителю, впоследствии художнику Н. Волкову (свидетельство А. Брюлловой-Конради), и помощь больному оркестровому музыканту Ф. Панченко (свидетельство П. Рязанцева, приведенное в комментариях к воспоминаниям И. Букиника), это и исключительная любовь к детям, умение вести с ними интересующую их беседу, и многое-многое другое. Но, пожалуй, особенно глубоким проявлением описываемой черты характера Чайковского было его отношение к начинающим музыкантам. Сердечная доброта соединялась с заботой о будущем любимого искусства, с напутствиями талантливой молодежи, вступающей на тернистый путь музыкантов-профессионалов. Без волнения нельзя читать описания бесед Чайковского с юными Л. Николаевым, А. Хессиным и другими, ныне покойными, выдающимися деятелями советской музыкальной культуры. В один голос они говорят о том, какое внимание проявил к ним Чайковский и сколь обязаны они ему выбором своего творческого пути. Горячо поддержал Чайковский и Н. Лысенко, классика украинской музыки.
Предлагаемый читателю сборник воспоминаний не является исчерпывающим в освещении человеческого облика Чайковского, но он дает обильный материал для живого представления об этом незабвенном художнике. Все больше и больше времени отделяет нас от эпохи Чайковского, уже не осталось в живых людей, лично его знавших. Но нестареющая музыка Чайковского заставляет нас думать о нем как о нашем современнике.
В настоящем издании сборника воспоминаний, так же, как и в предыдущих, принят биографо-хронологический принцип группировки. В такой композиции легче проследить жизнь Чайковского — от детских лет до кончины. Естественно, что строго выдержать этот принцип удается не во всем, потому что некоторые авторы воспоминаний описывают длительные периоды жизни Чайковского и читателю приходится возвращаться к предшествующему времени при чтении воспоминаний следующего лица. Тем не менее хронологическая тенденция сохраняется, показывая непрерывное развитие многообразной деятельности Чайковского, перемены в его жизни и характере.
Текст публикуемых статей и цитируемых в них писем сверен с печатными первоисточниками, а также с подлинными рукописями (в том случае, когда они имеются). Основная часть рукописей хранится в Государственном Доме-музее П. И. Чайковского в Клину. Воспоминания ряда лиц существуют в нескольких вариантах — записи разного времени, дополняющие одна другую (например, воспоминания М. Чайковского, А. Амфитеатровой-Левицкой); в этих случаях составителями был сделан отбор материалов. Статьи, составленные по стенограммам устных выступлений, подверглись литературному редактированию, необходимому для письменной речи. Незначительная стилистическая правка внесена и в некоторые другие статьи. При этом составители стремились сохранить особенности речи XIX века, к которому относится большинство помещенных в сборнике воспоминаний. В отдельных случаях воспоминания публикуются с небольшими сокращениями: составители нашли возможным опустить подробности, не имеющие непосредственного отношения к Чайковскому.
Ряд публикуемых воспоминаний представляет собой выдержки из изданных книг и не имеет отдельных заглавий, в рукописных же статьях названия часто однотипны. Поэтому составители в некоторых случаях вводили заглавия соответственно содержанию воспоминаний.
Мемуары сборника печатаются по современной орфографии и пунктуации, кроме случаев, когда необходимо было передать стиль прошлой эпохи. Даты, не имеющие особой оговорки, приводятся по старому стилю, в указателе имен — по новому стилю.
Имена и отчества, обозначенные в подлинниках одними инициалами, даются полностью, как и другие слова, написанные сокращенно, за исключением общепринятых сокращений и названия «Русское музыкальное общество» (РМО).
Переводы иностранных текстов, примечания мемуаристов и пояснения редакторов прежних изданий помещены в сносках.
Комментарии составителей настоящего сборника помещены на отдельные стнаницы. Биографические сведения о мемуаристах приводятся в начале комментариев, сведения же об упоминаемых в тексте лицах и произведениях помещены в общем указателе. Подготовка мемуаров к публикации выполнена:
Е. Е. Бортниковой — А. Брюллова, К. Вальц, Н. Вильде, И. Грабарь, Н. Кондратьева, Г. Ларош, В. Направник, С. Нюберг-Кашкина, Э. Павловская, А. Панаева-Карцова, В. Погожев, Ю. Поплавский, П. Пчельников, К. Сараджев, Скиталец, А. Снегирева-Юргенсон, М. Чехова, В. Ястребцев.
К. Ю. Давыдовой — А. Амфитеатрова-Левицкая, М. Андерсон, Л. Бакст, Р. Геника, В. Герард, Д., Ю. Давыдов, Г. Клейн, Р. Кюндингер, Г. Ларош, А. Литвинов, Ф. Лэмонд, Ф. Маслов, А. Мекк-Давыдова, Й. Фёрстер, А. Химиченко, М. Чайковский, Ф. Шуберт.
Г. А. Прибегиной — А. Амфитеатрова-Левицкая, Бемоль, В. Бертенсон, И. Букиник, М. Букиник, А. Глазунов, А. Гольденвейзер, А. Давыдов, У. Дамрош, М. Ипполитов-Иванов, Н. Кашкин, Н. Ле-Ким, С. Левин, И. Липаев, Л. Николаев, И. Прянишников, И. Тартаков, А. Хессин, И. Чайковский, Д. Черномордиков, Л. Штейнберг, Т. Щепкнна-Куперник, Ю. Юрьев.