Из книги «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях» (Комментарии)
Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович (наст. фамилия Иванов; 1859—1935) — композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист Республики.
Личное знакомство Ипполитова-Иванова с П. И. Чайковским состоялось в приезд последнего в Тифлис в 1886 г., 1 апреля. До этого они были связаны перепиской, начавшейся по поводу первой постановки оперы Чайковского «Мазепа» под управлением Ипполитова-Иванова в Тифлисе 19 ноября 1885 г. В письме от 9 декабря 1885 г. П. И. Чайковский отвечает М. М. Ипполитову- Иванову и извиняется перед ним, что не знал в то время даже имени Ипполитова-Иванова. В то же время он благодарит его за хорошую постановку «Мазепы: «ею остались довольны» брат Анатолий Ильич и его жена Прасковья Владимировна. Петр Ильич обещает в письме написать оперу с менее сложной обстановкой, чем «Мазепа», специально для провинциальных сцен, и высказывает пожелание побывать в Тифлисе лично (Искусство, 1927, № 4, с. 141). Впоследствии это знакомство перешло в искреннюю и глубокую дружбу. 16 июля 1892 г. Чайковский писал Ипполитову-Иванову, что дружба с ним «никогда не искоренится из его сердца.» Чайковский относился с большой симпатией к Ипполитову-Иванову, высоко ценил его как композитора и музыкально-общественного деятеля.
Ипполитов-Иванов как дирижер способствовал популярности музыки Чайковского, особенно в Тифлисе. После Великой Октябрьской социалистической революции и национализации Дома-музея Чайковского в Клину Ипполитов-Иванов был председателем общества друзей Дома-музея.
Опубликовано: Ипполитов-Иванов М. М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. — М., 1934, с. 48—49, 55—59, 81—83; Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 241—252; изд. 2, с. 273—282; изд. 3, 274—283.
1 У автора — 1885 г. Эта дата указана неверно: Чайковский приехал в Тифлис в апреле 1886 г.
2 В программу концерта 19 апреля 1886 г. из произведений Чайковского (под управлением Ипполитова-Иванова) входили: увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Серенада для струнного оркестра, Меланхолическая серенада для скрипки с оркестром (К. К. Горский). Ноктюрн F-dur для фортепиано (Г. О. Корганов), хор «Нету, нету тут мосточка» из оперы «Мазепа» (оперный хор), сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин», романсы «Ни слова, о друг мой» и «Канарейка» (В. М. Зарудная), ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» и романсы «Страшная минута» и «Отчего?» (П. А. Лодий).
3 У автора — 1885 г. См. коммент. 1 к данным воспоминаниям.
4 Ипполитов-Иванов состоял директором Тифлисского музыкального училища.
5 В программу концерта 20 октября 1890 г. кроме перечисленных мемуаристом произведений Чайковского входили: ария Ленского из оперы «Евгений Онегин», романс «И больно, и сладко» (П. А. Кошиц), романсы «Благослав- ляю вас, леса», «Нет, только тот, кто знал» (И. Я. Соколов) и соната для фортепиано (первая часть), парафразы из оперы «Евгений Онегин» Пабста, Романс для фортепиано (И. М. Матковский).
Участвовавший в концерте пианист И. М. Матковский вспоминает: «Посещая оркестровые репетиции перед концертом, я убедился, что Чайковский может быть не только мягким и деликатным, не только ласковым и приветливым, но и требовательным и настойчивым. Он не успокаивался до тех пор, пока не добивался от оркестра нужных нюансов.
На концерте я не узнавал нашего оперного оркестра. Глубоко ошибочно мнение, бывшее одно время довольно распространенным, что Чайковский был якобы слабым дирижером. Концерт прошел с небывалым успехом. Композитору поднесли много цветов и приветственных адресов. Вызывам не было конца» (Матковский И. Незабываемое.— Огонек, 1940, № 12, с. 6).