И. П. Прянишников. П. И. Чайковский как дирижер (Комментарии)
Прянишников Ипполит Петрович (1847—1921) — певец (баритон), педагог, учредитель и руководитель первого в России оперного товарищества. С П. И. Чайковским был в дружеских отношениях; исполнял его вокальные произведения и ставил его оперы. Чайковский высоко ценил вокальное дарование Прянишникова, а также «ум и энергию» как режиссера и антрепренера оперы.
Опубликовано: РМГ, 1918, № 9, с. 1001—1008; Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 178—182; изд. 2, с. 300—304; изд. 3, с. 301—305.
1 Письмо опубликовано в «Одесском листке», 1896, 26 июня/8 июля; перепечатано в РМГ, 1896, № 8, с. 951—952. Местонахождение автографа письма в настоящее время неизвестно.
Приводим текст письма (Полн. собр. соч., т. 15-Б, с. 290—291):
«г. Клин, с. Фроловское.
5 ноября [1890]
Многоуважаемый Ипполит Петрович!
Как только состоится первое представление „Пиковой дамы" в Петербурге, я могу прямо ехать в Киев, но вот в чем вопрос. Дирижировать ли мне? С прошлого года я закаялся дирижировать операми и в Петербурге дирижировать не буду. Дело в том, что композитор-дирижер, особенно такой нервный и малоопытный, как я, может погубить оперу или, по крайней мере, причинить скандал. Со мной в прошлом году в Москве это чуть не случилось. Но и независимо от скандала я нахожу, что дирижирующий автор причиняет всем исполнителям какую-то весьма нежелательную нервность, неуверенность, шаткость. Насколько и певицы, и хоры, и оркестр играют покойнее, если ими управляет привычная и уверенная рука их настоящего капельмейстера! Особенно когда капельмейстер такой хороший и дельный, как Прибик, право, лучше, если автор остается за кулисами. Освободив меня от дирижирования оперой, Вы окажете огромную услугу всем исполнителям, а меня избавите от настоящей муки. Другое дело — продирижировать симфоническим концертом. Если хотите устроить в театре симфонический концерт (разумеется, в пользу Товарищества), то я с охотой продирижирую им. Я оттого не прямо отказываюсь, а прошу освободить меня от дирижирования оперой, что в прошлом году дал слово быть, в случае нужды, к Вашим услугам, и потому считаю себя связанным словом. Но слово-то это я дал перед тем, как в Москве пришлось дирижировать „Онегиным", причем я едва-едва не оскандалился и уж вследствие этого обязательства раз навсегда отказался от оперного дирижерства.
Повторяю: освободите, простите, не сердитесь. Если мысль о концерте улыбается Вам, я к Вашим услугам.
Ваш П. Чайковский
Распределяйте роли, как хотите».
В приведенном письме к Прянишникову Чайковский весьма самокритичен н излишне скромен, потому что известно его письмо об этом спектакле к Н. Ф. фон Мекк от 2 октября 1889 г„ в котором он пишет, что «Евгений Онегин» «был дан 18 сентября в новой, весьма роскошной обстановке. Я дирижировал на этом представлении. Успех был большой, и исполнением я остался весьма доволен».
2 По случаю постановки «Пиковой дамы» Чайковский был в Киеве с 11 по 22 декабря 1890 г. Подробнее об этом см. воспоминания В. П. Погожева, с. 176—193 и А. М. Давыдова.