Жизнь Чайковского. Часть I (1840 — 1852)
(«Старость человека, который говорит во сне, имея 60 лет». Моя старость пришла, у меня нет (имущества) добра. Я уже был молод, моя молодость прошла. Ах если бы моя молодость вернулась, если бы она была добра еще раз. Этот прекрасный колокол который звонит. Я бы так хотел пойти туда! Да! его молодость вернулась, он был молод тогда, он имел всего 26 лет, а не 60.)
Votkinsk, me des officiers 1848 le 20 Fevrier.
Затем следует выписка двустишия, которое, вероятно, поразило его своим содержанием.
Epargnez la fouimi qu’un seul grain peut nounir
Elle a plaisir a vivre et la peur de mourir.
(Пощадите муравья, которого может прокормить одно зерно. Он находит удовольствие жить и страх умереть.)
Последнее стихотворение этого типа носит заглавие «Mort d’un oiseau».
Elle dort dans une place, sans tombeau
Elle n’est point comme un homme dans la terre endormie
Cependant elle n’est point du tout rien du tout pour Dieu
Elle lui est quelque chose, sa vie n’est pas perdus.
Pauvre petit, n’aie pas peur
Les enfant te mettrons dans la terre froide
lis t’orneront de fleurs
lis te feront un tombeau
Oh! le bon Dieu ne l’а point oublie
Oh! toi petit oiseau tu ne peux pas te souvenir de lieu.
(«Смерть птицы».
Она спит в одном месте без могилы. Она не спит под землей, как человек, однако же она отнюдь не ничто для Господа. Она Ему что-то; ее жизнь не пропала. Бедная малютка, не бойся. Дети тебя положат в холодную землю и украсят цветами. Они тебе сделают могилу. О! Господь не забыл ее. О ты, маленькая птица, ты не можешь вспомнить места.)
Остальное содержание записок и тетрадей состоит из двух стихотворений, написанных ко дню рождения Фанни и Зинаиды Ильиничны, потом из выписок исторических сведений о Наполеоне, Петре Великом, Людовиках XIV, XVII и XVIII, черновых писем и проч.
Позже 1848 года не сохранилось никаких поэтических произведений нашего маленького поэта; может быть, потому, что при нем уже не было такого лица, которое, подобно Фанни, хранило их, а вероятнее, оттого, что в это время он начал находить другой, настоящий свой язык для выражения волновавших его отроческую душу настроений и чувств — музыку.