Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)
«Воевода, или Сон на Волге», комедия в пяти действиях с прологом А. Н. Островского, в либретто уложилась в три действия, из которых второе в двух картинах.
Пролог был пропущен, и опера начиналась со второго явления первой картины первого действия комедии, т. е. с выхода невесты старика-воеводы, Прасковьи, и ее сестры, Марьи Власьевны, с нянькой Недвигой и сенными девушками. После ухода девушек появляется Бастрюков, влюбленный в Марью Власьевну, со слугами разбирать тын. Он остается один. Его ария («Догорай на небе, зоренька, скорее»). К нему выходит Марья Власьевна. Любовный дуэт. Финал действия в сжатом виде вполне соответствует комедии, т. е. воевода видит Марью Власьевну, влюбляется, требует в невесты, отвергнув Прасковью Власьевну. Бастрюков пробует похитить возлюбленную, но их застают в момент побега и разлучают.
Первая картина второго действия у Бастрюкова. Слуги ждут его возвращения с охоты. Коща он возвращается, ему говорят, что его хочет видеть Дубровин. Сцена и дуэт с Дубровиным. Последний тоже обижен воеводой, похитившим его жену, Олену. Оба молодые человека решают пробраться в терем старика и похитить Марью Власьевну и Олену.
Вторая картина в тереме воеводы. Марья Власьевна тоскует. Ее развлекают танцами. Ее ария («Соловушко»). Вбегает Олена, молит о прощении за то, что уронила в воду фату, коща мыла ее, но, в сущности, передать Марье Власьевне, что ночью в сад придет за ней Бастрюков. Дуэт двух женщин прерывается появлением Недвиги и сенных девушек, которые, чтобы развеселить Марью Власьевну, поют песни.
Третье действие во дворе терема воеводы. Ночь. Входят Бастрюков и Дубровин. К ним сходят Марья Власьевна и Олена. Квартет. Неожиданно появляется воевода. В пылу ревности он хочет зарезать Марью Власьевну, но только что прибывший посол и новый воевода из Москвы спасает ее, а старого воеводу по повелению царя отдает под суд. Действующие лица благодарят Бога и величают царя.
Как видит читатель, все, что составляет главную прелесть и очарование комедии, т. е. вся бытовая и фантастическая часть ее была безжалостно отброшена и сохранена только бледная и бессодержательная фабула неудачного любовного похождения сластолюбивого и жестокого старца. О народных сценах, полных жизни и колорита, о детальной обрисовке второстепенных лиц, как Недвига, Настасья Дюжая и др., столь интересной и яркой, об образе домового, о мрачной фигуре Мизгиря, о величественном и благостном отшельнике, о шествии на богомолье, и, наконец, главное, о снах воеводы в опере нет и помину.
И виноват в этом, кажется, не А. Н. Островский, а сам Петр Ильич. Это можно заключить из рукописи либретто, по которой писалась музыка. К несчастью, сохранилась она только от первого действия и части второго (первой картины), но и по этому обрывку видно, как композитор сокращал данный ему текст и как избегал всяких эпизодических сцен, не касающихся прямо главной фабулы. Так, в начале второго действия Островским, после хора слуг, была написана большая сцена с шутом, ищущим спасения у Бастрюкова от свирепости воеводы. Сцена очень забавна и благодарна для сценического эффекта. Позже Петр Ильич никоща бы не отказался иллюстрировать ее музыкально, но теперь она была выкинута им целиком.
Участие Островского в составлении текста оперы ограничивалось только первым актом, кстати сказать, самым лучшим, и первой картины второго действия. В остальном композитор принял сам большое участие и, по словам Н. Д. Кашкина, весь текст дуэта Марьи Власьевны и Олены, а также слова квартета последнего действия, сочинил сам.
Из всей оперы только «Танцы сенных девушек» и «Антракт» были напечатаны и изданы П. Юргенсоном (ор. 3). Вся остальная партитура была уничтожена самим автором в семидесятых годах. Отдельные голоса оркестра, хора и солистов, но, к сожалению, без главнейших партий, сохранились в Библиотеке московских императорских театров.